На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

УКРАИНА ТЕРЯЕТ КОНТРОЛЬ НАД ОДЕССОЙ

Депутат Верховной рады Украины Игорь Луценко заявил, что Киев теряет Одессу по донбасскому сценарию. По его словам, в городе "террор против активистов". Сторонники майданной власти действительно регулярно попадают там в неприятные ситуации. Депутаты и политики встревожены "сепаратистскими настроениями". Почему в Одессе не любят националистов.

"Нас тут ненавидят"

Игорь Луценко — сам типичный "активист". Заместитель коменданта Майдана, доброволец батальона "Азов", он приложил руку и к законопроекту "О государственном языке", требующему использовать исключительно украинский во многих сферах общественной жизни. Свои мотивы Луценко не скрывал: "Люди выбрали нардепов не для того, чтобы они занимались продвижением языка Достоевского, Авакова (главы украинского МВД. — Прим. ред.) и Моторолы (погибшего командира ополчения. — Прим. ред.)".

По поводу Одессы он выступил с той же прямотой. "Прошу инициировать заседание СНБО (Совет национальной безопасности и обороны) по ситуации в Одессе, где террор против активистов набрал давно не виданные масштабы", — написал Луценко в социальной сети. И добавил: "Мы теряем Одессу по тому же сценарию, что и Донбасс".

Под террором против активистов парламентарий понимает следующее. Шестого июня избили главу регионального "Автомайдана" Виталия Устименко. В феврале его тоже били — якобы за фразу о том, что мэр Одессы — сепаратист.

Стычки между одесситами и сторонниками Майдана происходят регулярно. В октябре 2017-го в Ильичевске (переименованном Верховной радой в Черноморск) активисты избили местного жителя, попытавшегося закрасить надпись "Слава Украине!" на заборе. Тогда же в одесском парке члены "Правого сектора"*, участники силовой операции Киева в Донбассе угрожали прохожим и избили женщину. Чуть раньше "проукраинские" активисты напали на членов движения "Куликово поле", пришедших возложить цветы к памятнику Неизвестному матросу.

Все это длится уже давно. "Центральная власть, если она еще вообще есть, должна вмешаться в то, что происходит в Одессе и Харькове. Мы требуем наведения порядка: немедленного расследования всех этих случаев и очистки Украины от сепаратистского отродья, которое засело по областям и ждет подходящего шанса для реванша", — требовал год назад депутат Рады Андрей Ильенко.

В январе 2016-го СМИ растиражировали "крик отчаяния" участника так называемой антитеррористической операции в Донбассе. Он жаловался на жителей Котовска (Одесская область): "Главное, что у нас город сепарский! Мы приехали с войны, а нам в спину плюют! Мне говорят: "А с кем ты там воевал в Донбассе? У меня там тетка". Я говорю: "Да я убил твою тетку! И тебя убью". Но здесь мы себя чувствуем изгоями. Мы чувствуем тут ненависть".

"Аполитичны и интернациональны"

Одесситу Леониду день нападения на активиста Устименко запомнился другим. Он вместе с другими горожанами отправился к памятнику Пушкину (6 июня — день рождения поэта). По его мнению, этот ежегодный ритуал больше говорит о городе, чем скандалы с "проукраинскими" активистами. "Цветы к памятнику несут не по государственной указке! В Одессе вообще не любят казенного патриотизма. Люди приходят сами, по настроению. При этом город с уважением относится к любой культуре — пока ее не насаждают силой. В подавляющем большинстве одесситы аполитичны и интернациональны", — рассказывает Леонид.

"Поэтому если в Одессе на митинг приходит хотя бы тысяча одесситов — подчеркиваю, одесситов, а не привезенных для картинки нанятых персонажей — то это уже много", — объясняет он местные политические реалии.

Отношение горожан к Киеву и его политике было традиционно ироничным. Все изменилось после 2014 года. К псевдопатриотам, которые вдруг откуда ни возьмись появились в Одессе после победы Майдана, отношение все хуже. "Вначале было недоумение, потом раздражение, теперь — резкое неприятие, постепенно переходящее в ненависть", — отмечает Леонид.

"Критический взгляд на Украину"

Депутату Одесского городского совета в 2010-2015 годах Александру Васильеву пришлось эмигрировать.

"Есть классический мем "Я вам не скажу за всю Одессу". Так вот, и я за всю Одессу говорить не берусь. Как и везде, есть разброс мнений. Но есть данные социологических опросов. Есть такой объективный показатель, как результаты выборов. Есть сообщения СМИ об инцидентах — стычках между активистами. Если собрать все вместе, то можно сделать вывод: в Одессе наиболее критический взгляд на украинскую государственность", — рассуждает он.

Для характеристики настроений в регионах украинские СМИ изобрели специальный термин — "бытовой сепаратизм". "Когда "украинский" активист попадает в город, то сталкивается с неприятием того, что он сам проповедует. Как это описать?— "Бытовой сепаратизм". В целом же для Одессы характерна идея особого места, особого статуса. Эту идею разделяют 90 процентов граждан. Но высказываться в таком ключе сейчас опасно. В 2014-м политический спектр, где открыто говорили о подобных идеях, был зачищен — физически", — объясняет Васильев.

Красно-бело-золотой флаг

В Киеве никаких иллюзий по поводу "любви" одесситов к власти не строили. И за "бытовой сепаратизм" взялись всерьез. "Киев переходит от ситуации пожаротушения к системной политике искоренения. В 2014-м речь шла о срочной зачистке политического поля. А сегодня мы видим наступление на классические институты, связанные с русской культурой. Одесский художественный музей считался островом русской культуры. Поэтому туда назначили директора, который гордится дружбой с "Правым сектором"*. Причем его проталкивали, преодолевая сопротивление местных депутатов. Губернатор был вынужден нарушать процедуры, чтобы продавить политически нужное назначение. То же самое с русским театром, с Одесским литературным музеем — там была показательная провокация СБУ", — перечисляет Васильев.

Алексей Албу был депутатом Одесского областного совета, одним из лидеров "Антимайдана" и кандидатом в мэры Одессы. По его мнению, репрессии только загнали неприязнь глубже. "Все, что ассоциируется с новой властью, националистами, АТО, убийствами родных, друзей и соседей, естественно, не принимается. Поэтому на бытовом уровне все время происходят перепалки. А то и вовсе "не наших" не хотят обслуживать в кафе и магазинах, выбрасывают из маршрутных такси, или попросту бьют", — говорит он.

После запрета "пророссийской" и советской символики особую популярность у одесситов приобрел флаг города — красно-бело-золотой. Его демонстрация — в пику официальному "жовто-блакитному" — скрытая форма протеста. "Это говорит о том, что люди не воспринимают государственную символику и хотят сохранить свою самобытность, культуру, не растворяться в новоукраинской действительности", — объясняет Албу.

*Экстремистская организация, запрещенная в России.



Ссылка на источник

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх