На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МАЙДАН ДЛЯ «БАТЬКИ»

Возможно ли в Белоруссии повторение украинского сценария раскола страны?

Сторонники белорусской оппозиции на акции в Минске под флагами Евросоюза 25 марта провели весьма симптоматичную акцию. Они устроили массовые прыжки, скандируя: «Кто не скачет, тот москаль». Аналогии с киевским Майданом напрашиваются сами собой. Акция была приурочена ко «Дню Воли» — годовщине провозглашения сепаратистской «Белорусской народной республики» в 1918 году. И хотя она не собрала много участников, сам факт того, что она была проведена в столице Белоруссии и не вызвала негативной реакции официальных властей, вызывает вопросы.

- Акция оппозиции, прошедшая в Минске, не отличалась многочисленностью, - говорит заместитель директора Центр украинистики и белорусистики МГУ, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте России Богдан Безпалько. – Скорее, можно говорить о высокой степени её радикальности. Радикальная оппозиция в Белоруссии популярность не пользовалась никогда. Настоящая опасность для российско-белорусских отношений находится в несколько иной плоскости. В какой-то мере, белорусскую националистическую идеологию начинает поддерживать часть политической элиты этой страны. Это находит отражение и в СМИ.

Корни этого явления кроются ещё в белорусской советской идентичности. В немалой степени именно в советское время возникло такое понятие – белорусский народ.

Например, культ Кастуся Калиновского, который возглавлял польское восстание 1863 года на территории современной Белоруссии, возник именно при СССР. Эта спорная историческая фигура была выбрана на роль национального героя белорусов главным образом потому, что им необходим был образ местного борца против царизма.

Сейчас в Белоруссии также происходит некоторая трансформация общественного сознания. При этом, как это часто и бывает на начальном этапе подобных процессов, большая часть общества остаётся ни при чём. Но большинство со временем принимает те правила игры, которые навязываются активным агрессивным меньшинством.

Например, в ноябре прошлого года в Белоруссии был установлен памятник битве при Орше в 1514 году. Это уже вполне отчётливый знак. Эта битва подаётся, как сражение «европейской» польско-литовской армии с войсками московской Руси.

Один из моих оппонентов утверждал, что в Белоруссии невозможно насадить культ коллаборационистов, как это произошло на Украине. Потому, дескать, что одно из самых высоких зданий в Минске – музей истории Великой Отечественной войны. И над ним всегда реет красное знамя. Однако, смею напомнить, что в центре Киева возвышается гигантский памятник Родина-мать, на котором до сих пор сохранилась советская символика. А рядом также находится музей ВОВ. Это, тем не менее, не спасло Украину от трансформации массового сознания. Причём, по историческим меркам, за очень короткое время. Уже через 13 лет после обретения независимости, президентом страны стал националист Виктор Ющенко. В итоге постепенно героями для значительной части населения Украины стали фашистские пособникиБандера, Шухевич и т.д. Сейчас же Украина вообще пытается подчеркнуть свою ориентированность не на Россию, а на Запад. Абсурдное заявление премьер-министра Яценюка о вторжении СССР на Украину и в Германию – очень хорошая тому иллюстрация.

И в Белоруссии подобные процессы могут произойти очень быстро. Буквально, смена одного-двух поколений может значительно изменить историческое самосознание народа.

«СП»: - Как восприняла воссоединение России с Крымом белорусская политическая элита?

- Часть белорусских политиков восприняло это довольно настороженно, увидев, что российское руководство........

http://hobana.ru/blog/43032529333/Maydan-dlya-«batki»

Картина дня

наверх