На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Реформа или деградация городской власти г.Читы

В.А. Афицинский, доцент кафедры Экономики и бухгалтерского учета, Забайкальского государственного университета, депутат Думы городского округа "Город Чита", 6 созыва

 

В настоящее время остро встал вопрос о введение в городскую администрацию г. Читы одиннадцать должностей заместителей руководителя администрации, из которых двое будут первыми. Чем этот шаг обусловлен, можно только догадываться, но то, что это нанесет колоссальный ущерб городскому бюджету, очевидно. В городе, где население составляет на 01.01.2016г. 343549 человек, такое количество заместителей руководителя администрации, просто роскошью не назовешь. На мой взгляд, это явный подрыв городского бюджета, а именно его расходной части.

Согласно положений доклада руководителя администрации г. Читы, господина Забелина В.А., видно, что дефицит бюджета города, на начало 2016г. составлял 315 млн. руб. и его сокращение не предвидится. Экономика города постепенно скатывается в долговую яму и с каждым годом выбираться из нее становится все сложнее. Приняв решение об открытии кредитной линии в сумме 312 млн. руб. и процентов в сумме 53 млн. руб., мы уже перешагнули и этот рубеж, так называемую точку невозврата. Таким образом, при антикризисном сценарии, дефицит перед городским бюджетом не может быть погашен за счет кредита из коммерческого банка в полном объеме. Долг перед бюджетом, как снежный ком нарастает с каждым месяцем.

В целом, как видно из отчета руководителя – стиль стратегического руководства городским хозяйством утрачен полностью. Он складывается и требует управления процессом роста таких показателей, как исполнительская дисциплина, поддержка инновационных и новых возможностей, участие в политике реализации стратегии и организационного консенсуса, упора на этические стандарты, инициативы корректирующих действий для улучшения методов реализации стратегии. Отсутствие динамики этих показателей ведет к снижению уровня работоспособности коллектива, что в конечном итоге сводится к дискредитации руководителя, развалу организации, ее структур и как следствие, приведет к упадку городского хозяйства, его разбалансированию, анархии и хаосу.

Другой основополагающий принцип – оптимизация или упрощение сложных управленческих систем.  Это одно из необходимых условий для более эффективного использования постоянно растущих объемов информации, что и определяет прогресс этих систем. Если в народном хозяйстве принцип оптимизации управления диктует необходимость сокращения отраслевых иерархических уровней управления, уменьшения регламентирующей роли государственно-административного аппарата, сковывающей самостоятельность и инициативу, совершенствования структуры управления предприятий и мотивации труда. Все это в итоге повысит эффективность деятельности трудовых коллективов и народного хозяйства в целом.

На основе этого основополагающего принципа управления, руководитель может дать ответ на важнейший, принципиальный, имеющий большое практическое значение вопрос о принятии решения по поводу централизации или децентрализации властных полномочий. Сконцентрировать всю полноту власти в своих руках или раздать большую ее часть своим заместителям.

Основные принципы деятельности организации нужны для разработки ее структуры, отличительных преимуществ, бюджета, обеспечивающих систем, мотиваций, политик и процедур, культуры. Чем глубже использование принципов в административной практике, тем более мощная стратегия может быть создана. Самым важным принципом управления, на мой взгляд, может быть следующий: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется на все виды деятельности человека, от государственного (муниципального) и производственного управления и до тактики поведения личности на бытовом и межличностном уровнях. Не зная цели и тех результатов, которых можно ожидать при ее достижении, любая акция, любой поступок обречены на провал или могут вызвать серьезный конфликт.

В докладе отсутствуют результаты проведения оценки и мониторинга работы как самого руководителя администрации, так и руководителей подразделений, входящих в структуру городской администрации, их вклад в работу по улучшению благосостояния городского хозяйства. Не видны изменения условий внешней среды, значение целей и задач стратегии состоянию внешнего окружения, а также контроля соответствия внутренних составляющих этой стратегии.

Реализация стратегии включает в себя выбор правильной, присущей только этой организации, структуры и контроля. Последний необходим для реализации мотивации персонала. Сама структура не обеспечивает в полном объеме мотивацию. Эти факторы прямо влияют на реализацию выбранной стратегии администрации.

Расширение руководящего кадрового состава управления городской администрации, приведет к обратному эффекту. При вводе новых подобных должностей, руководитель не в состоянии будет полноценно управлять организацией или предприятием. Подтверждение этих слов, основаны на работах известного французского исследователя В.А. Грейкунаса, который обосновал зависимость между количеством подчиненных и количеством их ежедневных обращений к руководителю и вывел формулу коэффициента управляемости. В результате подсчета, при четырех заместителях, руководитель должен будет 44 раза встречаться с ними за время рабочего дня. При увеличении штата заместителей до 11 человек, то  количество обращений будет составлять 249926 раза.  Мучительным, сложным путем пришло человечество к пониманию того, что завышенная норма управляемости может привести к потере контроля и дезорганизации работы, что в свою очередь повлечет за собой хаос и дезорганизацию.

При подсчете выплаты всех видов довольствия этим заместителям необходимо из бюджета города выделять ежегодно не менее 19 млн. руб. А ведь еще необходимы финансовые затраты для оборудования рабочих мест, авто и оргтехники, набор штата исполнителей и мн. др. Все это в экономическом обосновании не учитывалось. По предварительным данным необдуманные расходы могут перевалить сумму затрат более 50 млн. руб., и это не окончательно.

Действия руководства городской администрации г.Читы очень сильно напоминают хаотичную работу молекул, при нагревании какого-либо вещества, когда нарушена вся атомная структура. Бездумное и безрассудное желание сделать кадровую перестановку, непременно повлечет за собой революционную ситуацию. Тем более что в данном случае совсем не учитывается мышление в рамках стратегического управления, которое предполагает снижение иерархических структур. Руководитель администрации совсем не учитывает и факт живучести прежних привычек. Нельзя всецело применять опыт работы в коммерческих структурах в бюджетной сфере.

Большой ошибкой руководства стало отсутствие применения стратегического мониторинга, необходимого для регулирования информационными процессами, с помощью которых организация могла бы осуществлять перспективное исследование внешней среды, необходимой для решения двух основных задач: выявление новых возможностей развития и сокращение степени неопределенности своего положения.

В представленном экономическом обосновании абсолютно не просматриваются важнейшие параметры целевой устремленности объекта управления, из которых можно было бы четко увидеть анализы финансового, операционного и инвестиционного состояния, что в свою очередь наглядно бы продемонстрировало ориентир при выработке стратегии организации.

Проведя анализ представленной документации, можно смело сделать вывод о том, что предлагаемая видоизмененная структура городской администрации – это первый симптом погружения корабля под воду. Если подобные действия и дальше будут продолжаться, то в скором времени мы увидим жесточайший кризис власти и введение внешнего управления. По-моему мнению к этому изначально и был направлен предлагаемый курс.

При представлении финансово-экономического обоснования, предлагаемой новой структуры городской администрации, упор был сделан на затраты по переименованию вывесок на дверях кабинетов. Больше сотрудники экономического отдела не удосужились просчитать. Руководитель администрации, Забелин В.А. постоянно твердил только о том, что за рамки фонда оплаты труда никто не выйдет. Проводя линию руководителя администрации, его заместители упорно доказывали, что данная структура просто необходима администрации города Читы.

Для справки: в столице нашей родины Москве, на сегодняшний день под руководством градоначальника трудятся 7 заместителей, и это в городе с многомиллионным населением, имеющим статус федерального субъекта, в г.Санкт-Петербурге – 11 заместителей, но он тоже город - миллионер федерального значения. Город Чита при населении 343,5 тыс. человек иметь 11 заместителей, это в лучшем случае расточительно, если не сказать преступно.

Для исследования финансово-экономического обоснования новой структуры, необходимо было рассматривать ее в совокупности со всеми передвижениями в городском хозяйстве. Эта совокупность является сложной системой, которой присущи следующие атрибуты:

  • множество образующих систему объектов;
  • большая размерность системы;
  • выраженные в системе процессы;
  • связи и схемы взаимодействия объектов системы;
  • сложившаяся система структуры;
  • направление и конечная цель развития системы;
  • сложившиеся алгоритмы переноса взаимодействий как внутри, так и вне системы;
  • особые свойства подмножеств системы (свойства типологических групп);
  • штатное расписание подмножеств системы;
  • значительная размеренность системы (социальное, экономическое, отраслевое, территориальное, временное распределение показателей системы);
  • алгоритм взаимодействий внутри и вне системы;
  • другие характеристики.

  Ничего этого при разработке новой структуры управления городской администрацией г. Читы, учтено не было.

Вторым симптомом погружения является соломинка, за которую всегда можно будет ухватиться, а именно банковский кредит. В результате пользования кредитом, мы будем вынуждены при поступлении финансов на счет города, направлять денежные средства на погашение кредитных обязательств. Денежные средства, которые будут поступать на счета городской администрации, вместо того чтобы быть направлены на развитие городского хозяйства и покрытие дефицита бюджета, должны будут направляться на погашение коммерческого кредита.

В настоящее время в городском бюджете и без того, расходная часть очень сильно завышена, а с введением новой структуры превышение расходов повысится на 1/100 части бюджета. И мне не совсем понятно, к чему такие непомерные расходы. Имеющийся дефицит – это невозможность руководства городом обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причины этого кроются в спаде производства, высоком уровне себестоимости производства товаров, потребность в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированностью экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

И мы еще к этому добавляем непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы осуществляются, несмотря на их целесообразность и эффективность.

Необходимо принимать во внимание и инфляционные процессы, разбалансированность денежного обращения и системы расчетов, непродуманность в налоговой, инвестиционной и кредитной политике. В некоторых случаях дефицит приводит к новому витку экономики, за счет управляемости процессов, но не в нашем случае. Здесь присутствует форма пассивного дефицита, который подчиняется законам инфляции, и ничего общего с возможностью дать толчок к развитию экономики и росту капитала не имеет. А наоборот, будет только увеличивать муниципальный долг.

Рыночная экономика не может самостоятельно ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществляться в полном объеме. В данном случае необходим жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структур. Формы участия органов власти и управления в процессах сокращения дефицита бюджета у каждого субъекта разные, но общими для них являются управление налоговой политикой, бюджетным финансированием и регулированием бюджетов регионального и муниципального уровней в соответствии с экономическим развитием регионов, муниципалитетов и численностью их населения.

Принятие бюджета с дефицитом было обусловлено необходимостью обеспечения плана социально-экономического развития, безотлагательного решения проблемных вопросов, стоящих перед городским хозяйствованием. Во многом, за счёт кредитных ресурсов осуществляется строительство и реконструкция социальной и транспортной инфраструктуры города, приобретается необходимое имущество, оборудование, транспорт и др. Открытие кредитной линии должно способствовать этому, а не латанию дыр в результате неумелого управленческого решения.  Вместо того чтобы идти по пути сокращения бюджетных расходов, нахождения источников дополнительных доходов, уменьшения численности аппарата управления, жесткой экономии денежных средств, руководитель администрации расширяет штат сотрудников, увеличивая аппарат и бездумно тратит бюджетные денежные средства. 

Первого апреля вступает в силу решение о внедрении новой структуры городской администрации. Это повлечет за собой массовое увольнение работников бюджетной сферы.  

Забайкальская оптимизация здравоохранения по «Лазуткински», пустила корни и прочно приживается в других сферах жизнедеятельности города, таких как образование, культура, спорт и др. Мы находимся у края пропасти, который в любую секунду может обвалиться.

Кто будет нести ответственность за эти преступные деяния?

Картина дня

наверх