Москва, 8 июня - "Вести.Экономика" Российский Як-130 - обладатель девяти мировых рекордов в своем классе, один из самых популярных в мире учебно-боевых самолетов. На протяжении двадцати лет в Лаосе не было ни одного реактивного военного самолета, и вот страна из Юго-Восточной Азии получила свои первые современные "Яки". О военно-техническом сотрудничестве ВС РФ с Лаосом - в репортаже журнала "Горизонты".
Фото: Марина Лысцева
Еще одна особенность Як-130 – исключительные летные характеристики. Штопор на нем – это не опасная ситуация, как на большинстве самолетов, а штатный учебный режим, выйти из которого может даже новичок. А если возникнет необходимость, Як-130 может решать сложные боевые задачи. Управляемые ракеты позволяют сбивать самолеты противника, высокоточные бомбы с телевизионным наведением смогут уничтожить наземные цели.
Фото: Марина Лысцева
В настоящее время в Лаосе работает отряд Международного противоминного центра Вооруженных Сил Российской Федерации, который оказывает содействие в разминировании территории страны от неразорвавшихся американских бомб и боеприпасов (времен войны 1960-70-х годов), а также обучении лаосских саперов противоминному делу. Реализуется программа военно-технического сотрудничества. На коммерческой основе Лаосу поставлено четыре учебно-боевых самолета Як-130. Самолеты оплачены в полном объеме. Одновременно поставляется бронетанковая и легкобронированная техника, а также другое вооружение российского производства.
Фото: Марина Лысцева
Як-130 доставили в Лаос на транспортном Ил-76 в разобранном виде. Сборка «Яка» на месте не вызывает сложностей. Сергей Манадышев – летчик-испытатель Иркутского авиационного завода, где строятся «Яки». Он лично обкатывает свежесобранные машины и передает их лаосским летчикам. «Машина разбиралась, отстыковывались обе плоскости, стабилизатор, киль. Потом на месте все это собирается, – рассказывает летчик-испытатель. – Затем надо определить готовность самолета. Все ли там нормально состыковано, все ли функционирует. После этого поднимаем машину в воздух. Показываем местной стороне, что все рабочее и боеспособное».
Фото: Марина Лысцева
Обучение лаосских летчиков было организовано в России. Пилотажная группа из трех самолетов должна пройти над трибунами максимально ярко, но при этом безопасно на высоте 50 м со скоростью 500 км/час. «Перед трибуной летчики вывели режим “максимал”, чтоб грохота было побольше, и выполнили энергичный отворот от трибуны с дальнейшим выполнением многократных бочек с набором высоты», – комментирует полет лаосских коллег старший летчик-испытатель Иркутского авиационного завода Сергей Михайлюк.
Фото: Марина Лысцева
Некоторые из упомянутых рекордов Олег Коненко поставил лично. «Приятно то, что мы побили два рекорда, установленных в свое время самолетом U-2 по скороподъемности без нагрузки», – говорит летчик-испытатель. U-2 – не старенький кукурузник, а высотный американский самолет-разведчик. Его особенность – быстрый подъем в стратосферу, где его мог достать не всякий истребитель или зенитный ракетный комплекс. Вот только поднять на большую высоту он может лишь разведывательное оборудование. А наш Як-130 выполнял часть рекордных полетов с грузом, имитирующим штатное вооружение. «У самолета боевая нагрузка 3 тонны, – восхищается летчик-испытатель ОКБ им. А. С. Яковлева Олег Мутовин. – То есть при весе пустого самолета меньше 6 тонн самолет спокойно перевозит 3 тонны вооружения».
Летчики-испытатели ОКБ им. А.С.Яковлева Олег Мутовин и Олег Кононенко. Фото: Марина Лысцева
Этот проект считают прорывным еще и потому, что для нашей страны он стал первым крупным военным контрактом с Лаосом за несколько десятилетий. Не случайно на церемонию передачи самолетов прибыл лично министр обороны страны генерал армии Тянсамон Тяннялат (Chansamone Chanyalath). Сначала ему показали, на что способна новая машина. Тут вам и бочки, и мертвые петли, и боевые развороты. Ну а дальше министр подошел к стоящему на земле «Яку», заглянул в него… И не удержался, сел в кресло пилота, осмотрел приборы и органы управления.
Главком ВВС Лаоса полковник Кхамлек Сеймпачанг. Фото: Марина Лысцева
Вместе с «Яками» Россия поставила Лаосу и наземную технику: газозарядные станции, топливозаправщики, а также АПА или аэродромный передвижной агрегат – машину, подающую на самолет электроэнергию. Поставки современной техники в Лаос доказывают, что Россия быстро восстанавливает свои позиции в странах Индокитая. «Дым мот» – сказали бы в такой ситуации в Лаосе. Что означает: «До дна!» За дружбу – только «до дна»! Только «дым мот»!
Марина Лысцева