На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В ОНФ считают, что нужен единый стандарт создания комплексно адаптированных для детей-инвалидов школ и детсадов

Активисты и эксперты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Москве провели мониторинг 100 школ и детских садов, которые в ходе реализации государственной программы были адаптированы для маломобильных детей, в том числе детей-инвалидов. Итоги мониторинга показали, что столичные власти сделали много для того, чтобы у детей-инвалидов появилась возможность учиться вместе со сверстниками. Однако частичное приспособление большого количества школ и детских садов не позволяет в полной мере считать учреждения готовыми принять особенных учеников. Поэтому, как считают эксперты ОНФ, необходим единый стандарт для создания комплексно адаптированных для детей-инвалидов образовательных учреждений.

Мониторинг был проведен в рамках проекта по гранту ОНФ Национальным благотворительным фондом поддержки работ по адаптации городской среды для маломобильных групп населения «Город без барьеров». Список школ и детских садов был составлен департаментом образования Москвы, который создал все условия для подробного обследования зданий и прилегающих территорий. Итоговый доклад «Мониторинг архитектурной доступности школ и детских садов, которые прошли через городскую программу адаптации для инвалидов на предмет создания условий для инклюзивного обучения детей-инвалидов» обсудили эксперты, родители детей-инвалидов и представители департаментов московского правительства на площадке столичного штаба Народного фронта.

Задача по адаптации каждого четвертого здания учреждений образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья до 2020 г. поставлена в указе президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Москва выделяет ежегодно на приспособление образовательных учреждений значительные ресурсы, благодаря чему во многих из них появились пандусы, подъемники, туалеты для инвалидов, лифты, мнемокарты и другое.

Разработчики мониторинга оценивали архитектурную доступность учреждений по 113 критериям в соответствии с федеральным сводом правил по доступности зданий и сооружений. Итоги проведенного мониторинга выполненных работ по созданию безбарьерной среды стали основой для создания рейтинга архитектурной доступности столичных образовательных учреждений для маломобильных учащихся.

Эксперты ОНФ отметили, что во множестве школ, даже построенных несколько десятилетий назад, были найдены решения для адаптации. Так, в рейтинге доступности школ наибольший балл по сумме критериев набрала типовая панельная школа №1741, построенная в 1994 г. на окраине Москвы в районе Тропарево.

Однако, несмотря на видимые успехи, родители все же жалуются на проблемы с доступностью учреждений образования для разных групп маломобильных детей: на колясках, с ограничениями по слуху, зрению. Так, например, прекрасное специализированное оборудование для туалета – с поручнями, наклонным зеркалом, с меняющейся высотой раковины, скрытым сифоном и т.д., установленное по всем нормам и полностью готовое к использованию, – абсолютно не доступно колясочникам, потому что проектировщик запланировал, а строители поставили слишком узкие двери.

Для учеников с 5 по 11 класс с проблемами опорно-двигательного аппарата без лифта невозможно подняться на втрой этаж и выше, где в большинстве школ расположены предметные кабинеты, актовый и спортивный залы. Исследование показало, что в 22% учреждений есть лифты, которые помогут детям-инвалидам подняться на верхние этажи. Однако не все школы, особенно в зоне исторической застройки, можно оборудовать лифтом. Но экспертов удивило другое – из 13 обследованных новых школ только пять имеют лифты, а из 37 новых детских садов – только один. Таким образом, сразу после ввода новых учреждений в эксплуатацию их, согласно указу президента, необходимо адаптировать для инвалидов, а это будет значительно дороже.

Из обследованных учреждений 78% имеют пандусы для инвалидов-опорников и колясочников. Пандусы имеются, но по их уклону, количеству, высоте и расположению поручней каждые два из пяти не приспособлены для самостоятельного передвижения инвалидов. Плоские входы, не требующие оборудования пандусом, есть лишь в двух обследованных школах.

Также были зафиксированы другие недоработки: бессистемно уложенная непонятным узором тактильная плитка в школьном дворе, вход на территорию школы прямо с проезжей части, отсутствие вблизи учреждений образования парковочных мест для инвалидов. Так, специальная парковка для инвалидов имеется лишь у 5% школ и детских садов. Более того, у 67% учреждений вообще нет возможности припарковаться в радиусе ста метров.

«Добиться коренного перелома в создании безбарьерной среды в учреждениях образования до сих пор не удалось. Во многом это связано с тем, что до сих пор не создан стандарт, что именно должно считаться доступной школой или детским садом. Одни говорят, что школа доступна, если в ней на первый этаж может зайти инвалид по слуху. Другие – что вся территория школы должна быть открыта для посещения и использования инвалидами всех категорий. Вопрос разработки такого стандарта на градостроительном уровне стоит не первый год. Было даже поручение о подготовке именно такого градостроительного стандарта, но пока он не разработан. Сохраняется практика разделения небольших целевых средств на создание безбарьерной среды по большому количеству учреждений. Размер полученных ресурсов не позволяет создавать комплексно адаптированные учреждения на хорошем столичном уровне. Образно говоря, дети-инвалиды постоянно спотыкаются о последнюю ступеньку», – уверен эксперт региональной рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», автор доклада Сергей Чистый.

Представитель департамента образования считает необходимым довести до сведения директоров всех учреждений образования города результаты проекта на селекторном совещании ведомства, поскольку именно директор принимает решения по адаптации школы. Представителями департаментов московского правительства предложено автору доклада выступить с презентаций, чтобы наглядно показать ошибки, допущенные строителями и проектировщиками. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы выразил готовность совместно с директорами школ и детских садов, а также специалистами Центра организации дорожного движения столицы провести работу по устранению нарушений, представленных в исследовании.

Эксперты Народного фронта призвали представителей столичного правительства как можно скорее создать региональный стандарт качества доступности безбарьерной среды, а также альбомы типовых решений по сериям зданий учреждений образования, чтобы избежать представленных ошибок и по-настоящему адаптировать их для детей-инвалидов.

«В Москве накоплен значительный опыт в работе по созданию безбарьерной среды. Однако ее качество не соответствует реальным финансовым возможностям столичной системы образования. Необходимо продумать новый экономический и организационный механизм реализации программы формирования безбарьерной среды в школах и детских садах», – подчеркнул Сергей Чистый.

Архитектурная доступность столичных учреждений образования будет и дальше находиться в зоне внимания московского штаба ОНФ.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх