На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Россия должна занять свое место на рынке частных военных услуг

К такому мнению все больше склоняются эксперты и лидеры общественного мнения

 

В Госдуме вскоре начнется обсуждение законопроекта о частных военных компаниях (ЧВК). Впервые тема ЧВК активно прозвучала в апреле 2012 года, причем на самом высоком уровне. Владимир Путин (в ранге премьер-министра), выступая с отчетом о деятельности правительства в Госдуме, позитивно ответил на вопрос одного из депутатов, поинтересовавшегося возможностью создания отечественных ЧВК для укрепления авторитета страны в мире: «Это действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства.

Вы правы абсолютно. Считаю, что над этим можно подумать, рассмотреть "

Осенью того же года тему ЧВК поднял вице-премьер Дмитрий Рогозин, связавший решение этого вопроса с созданием Военно-промышленной комиссии (образована 10 сентября этого года .

До конца года законопроект о ЧВК может дойти до обсуждения в стенах парламента. По крайней мере, на следующей неделе в Госдуме запланирован круглый стол, посвященной этой теме, с участием депутатов и экспертов.

На первый взгляд, главным доводом для скорейшего принятия закона о ЧВК являются экономические соображения. В условиях снижения цены на нефть, наша страна просто не имеет права игнорировать сегмент мирового рынка, емкость которого оценивается в 100-200 миллиардов ежегодно. России, обладающей уникальным опытом и технологиями, есть что предложить потребителям услуг в этом секторе. Воротить нос от такого привлекательного бизнеса больше не представляется разумным.

«ЧВК стали неотъемлемой частью мирового политического ландшафта. Это серьезнейший как военный, так и экономический тренд. В таких странах как США, Великобритания, Франция, ЮАР – это серьезный сегмент бизнеса, который приносит неплохие деньги в виде налогов. Это нарастающий тренд, у него огромные перспективы и России, стоять в стороне просто глупо. У нас есть все, чтобы создать свои ЧВК, которые зайдут на этот рынок и будут действовать как в экономических, так и политических интересах России», - говорит заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Иван Коновалов.

Безусловно, позитивно скажется закон о ЧВК и на состоянии военного дела в России в целом. Численность нашей армии не может превышать миллиона человек. Но ведь есть специалисты, желающие связать себя с этой сферой, но не имеющие возможности служить в армии. Существует и фактор военных отставников, оказывающихся порой в 40-45 лет на распутье. Зачастую эти люди вербуются иностранными ЧВК, хотя могли бы приносить пользу и России. К тому же, работа на иностранные ЧВК чревата юридическими трудностями для данной категории специалистов. Задача государства – дать им возможность реализоваться в легальном поле, чувствуя себя юридически защищенными сотрудниками официально работающих в России компаний

«Есть активный мужской элемент, который хочет себя реализовать на этом поприще, но не может по разным причинам сделать это в армии. Он может сделать это в ЧВК», - убежден Коновалов.

Не стоит забывать и о том, что ЧВК – это не только доходный бизнес и способ снятия социальной напряженности вокруг реформирования вооруженных сил страны, но и возможность для государства защищать с их помощью свои интересы. Частные военные компании придают определенную гибкость внешней политики, что хорошо видно на примере США.

Обозреватель «Независимого военного обозрения» Виктор Мясников отмечает, что закон о ЧВК позволит России действовать как весь цивилизованный западный мир. «В случае необходимости можно будет не направлять войска, а нанимать специалистов, которые выполнят поставленную задачу» - считает он.

«У США много сотрудников ЧВК в самых горячих точках. Например, они осуществляли охрану бывшего президента Афганистана Хамида Карзая, обеспечивают безопасность дипломатического корпуса во многих странах. ЧВК сопровождают колонны с различными грузами», - говорит Мясников.

По словам Коновалова, ЧВК - это инструмент политического влияния, когда невозможно применить официальные силовые структуры.

В то же самое время частные структуры позволят России расширить рынок сбыта вооружений, поскольку частные специалисты смогут выезжать для консультирования и обслуживания техники.

При этом деятельность ЧВК не имеет ничего общего со вседозволенностью. Они работают строго по государственному контракту, и к их услугам прибегает даже такая уважаемая международная организация как ООН, все гуманитарные конвои которой в Сомали, например, сопровождают именно ЧВК, а не «голубые каски».

Поэтому не стоит полагать, что закон позволит каждому олигарху создать свою частную армию. «На Западе олигархи не руководят подобными вещами. У многих наших олигархов и так есть свои частные «армии», а на Украине так и вообще у всех. Один Коломойский чего стоит. Частную армию создать проще всего, как и [собрать ]ватагу наемников. ЧВК же действуют в легальном поле. Они должны получить лицензию и находиться под контролем государства. По-другому они работать не должны», - убежден Коновалов.

И у России есть позитивный опыт использования частных структур для охраны бизнес-объектов. Так орловский «Центр-антитеррор» охранял собственность «Русской инженерной компании» в Ираке после окончания войны 2003 года. «Газпром» и «Транснефть» имеют собственные охранные структуры, почти уравненные в правах с органами правопорядка.

Ошибкой было бы думать, что персонал ЧВК станет «расходным материалом». Этот бизнес построен совсем на других принципах. «Сотрудники этих компаний не будут пушечным мясом, поскольку туда берут не всех. Это, как правило, специалисты с большим опытом службы и боевых действий. Других просто не принимают. Незачем платить людям огромные деньги, если они ничего не умеют и будут только голову подставлять. К тому же в редких случаях ЧВК занимаются наступательными действиями», - отмечает Мясников.

Эксперты едины в том, что привлечение специалистов из ЧВК позволит государству меньше рисковать жизнью призывников, поручая решение сложнейших вопросов профессионалам.

«Для работы в ЧВК не нужно быть Рэмбо (хотя и такие там тоже есть). Это специалисты разного профиля. Прежде всего, это охрана, но и частный консалтинг, разрешение ситуаций с похищением заложников. Американские частные военные компании обеспечивают армию в плане тыла – от розеток и туалетной бумаги до строительства объектов на территории Ирака и Афганистана. Это многопрофильные компании. Они - не боевики, хотя в боевых действиях при необходимости они тоже задействованы, но это не их главное предназначение», - говорит Коновалов.

Таким образом, среди экспертов и специалистов практически нет возражений против принятия закона о ЧВК. Более того, о многом говорит тот факт, что разработкой законопроектов параллельно занимались представители как «Единой России», так и «Справедливой». В политическом пространстве сложился консенсус по вопросу о ЧВК, который необходимо лишь оформить и проработать в деталях, привлекая специалистов. Образование в октябре Военно-промышленной комиссии по сути дает законопроекту зеленый свет.

http://www.kp.ru/daily/26305.5/3183597/

Картина дня

наверх