Москва, 28 июня - "Вести.Экономика" За 2017 год Счётная палата РФ выявила в сфере госзакупок более 2 тысяч нарушений. С 2016 года показатель вырос больше чем вдвое.
Фото: Wikimedia commons
Основная масса обнаруженных проблем связана с нарушениями условий исполнения контрактов. Сроки реализации, в том числе и расчётов по контракту, не соблюдались в 68,2% случаев. 13,1 процента - это нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта с единственным поставщиком. В 11,2% случаев не соблюдались требования при заключении контрактов и расчетам по ним.
В результате проверок ведомство 196 объектов контроля получили представления Счетной палаты, также было выдано 6 обращений. Кроме того орган аудита направил 43 обращения в правоохранительные органы и 110 обращений в ФАС.
В отчете контрольного органа отмечается: за год вырос и сам объем закупок. В 2017 году в России было объявлено 3,1 млн. открытых закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на общую сумму 7,1 трлн. руб. Это на 11,4 % превышает уровень 2016 года.
Общий объем закупок, объявленных в 2017 году
Среди основных проблем действующей системы госзакупок Счетная палата отмечает в первую очередь сложность правового регулирования процесса. “с момента принятия Федерального закона № 44-ФЗ внесено значительное количество изменений в Закон (48 изменений), а также принято более 100 подзаконных актов в его развитие, что на практике затрудняет правоприменение законодательства о контрактной системе в сфере закупок”, - говорится в отчете ведомства.
На втором месте - слишком большой объем документов, формируемых при осуществлении закупок. Для каждой из них заказчик разрабатывает 10 документов. И это минимум: в зависимости от ситуации их может стать намного больше. На это тратятся огромные кадровые ресурсы, большие объемы времени. Но в итоге часть информации либо дублирует уже имеющуюся, либо и вовсе избыточна. В итоге качество подготовленной документации снижается, а контролирующим органам становится сложнее их проверять и выявлять нарушения.
В качестве третьего основного недостатка системы СП РФ отмечает сложность восприятия законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Многим заказчикам и исполнителям приходится обращаться к различным ведомствам за дополнительными разъяснениями. А вот отдельной организации, которая может проконсультировать в полном объеме, нет. При этом информация, содержащаяся в открытых источниках нередко бывает противоречива.
Для решения перечисленных проблем Счетная палата предлагает определить уполномоченный орган власти, который будет разъяснять правоприменение законодательства в сфере закупок, готовить документы, регулировать порядок применения методов определения цены контракта.
Кроме того, необходимо провести анализ законодательства в сфере закупок и сформировать план мероприятий по его оптимизации в части нормирования и планирования закупок, минимизации числа документов, формируемых заказчиками при закупках.
Также СП РФ предлагает унифицировать порядок осуществления контроля в сфере госзакупок. Для этого нужно разработать соответствующий стандарт и рекомендовать его использование на региональном и муниципальном уровнях.