На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Треть роста ВВП обеспечена активностью сырьевого сектора

Москва, 5 февраля - "Вести.Экономика" Оценки Росстата традиционно были более консервативными, чем оценки Минэкономразвития, но в последнее время ситуация меняется, отмечает руководитель Центра макроэкономического анализа "Альфа-банка" Наталья Орлова.

Наталья Орлова, руководитель Центра макроэкономического анализа "Альфа-банка"

Если неделю назад глава Минэкономразвития говорил о росте экономике на 2% по итогам 2018 года, то первая оценка Росстата превзошла этот прогноз – оказалось, что экономика выросла на 2,3% г/г против роста на 1,6% за 9М18 и роста на 1,5-1,6% г/г по итогам 2017 года.

Справедливости ради следует сказать, что для большой части экономики ускорение роста до 2,3% г/г прошло незамеченным. Те же данные Росстата за 2018 год показывают, что темпы роста потребления домохозяйств - а на его долю приходится около 55% российского ВВП - замедлились с 3,2% г/г в 2017 до 2,2% г/г по итогам 2018, и это при том, что еще за 9М18 этот показатель рос темпом на 2,5% г/г (впрочем, квартальные данные, скорее всего, претерпят значительную корректировку к моменту публикации следующей оценки ВВП в апреле). Это замедление является достаточно негативным признаком слабости конечного спроса, учитывая, что прошлый год был годом выборов, что привело к ускоренному росту зарплат (+7% г/г в реальном выражении против роста на 3% г/г в 2017 году), и что темпы роста розничного кредитования ускорились до 22% г/г по итогам прошлого года.

Пересмотр темпов роста в сторону повышения, как широко обсуждалось в средствах массовой информации в последнюю неделю, связан со значительной переоценкой результатов строительства. Если по итогам 9М18 этот сектор продемонстрировал спад на 0,3% г/г, то по итогам всего 2018 года его рост составил 4,7% г/г. При этом, эффект от инвестиций в рамках проекта Ямал СПГ, по данным Минэкономразвития, может доходить до 0,4 пп ВВП. В сочетании с тем фактом, что в 2018 году рост добычи полезных ископаемых был движущей силой роста промышленности, можно говорить о том, что около трети экономического роста прошлого года было связано с деятельностью сырьевого сектора.

Цифры роста, конечно, важны не столько сами по себе, сколько потому, что на их основе принимаются решения по экономической политике. С точки зрения монетарной политики новые данные по росту ВВП выглядят нейтральными: динамика частного потребления следовала предсказуемой траектории, и новые данные по росту потребления домохозяйств не требуют дополнительного ужесточения политики ЦБ. С другой стороны, новая статистика по темпам роста выглядит благоприятной новостью для Минфина. Контекст слабого экономического роста заставлял экспертов искать источники финансирования ускорения роста, и в условиях роста мировых ставок этим основным кандидатом на стимулирование роста является бюджетная политика. Теперь же упреки в избыточно жесткой бюджетной политике выглядят неуместно – экономический рост ускоряется, и можно сохранять курс на жесткий бюджет; так что маловероятно, что смягчение бюджетной политики будет стоять на повестке дня.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх