На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Встреча с Советом законодателей

 
Владимир Путин встретился с членами Совета законодателей.

В преддверии Дня российского парламентаризма Владимир Путин встретился с членами Совета законодателей. Встреча традиционно состоялась в Таврическом дворце Санкт‑Петербурга.

17:00
Санкт-Петербург

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

По традиции мы встречаемся в Таврическом дворце, где начинала свою работу первая Государственная Дума России. И прежде всего хотел бы поздравить с наступающей памятной праздничной датой – Днём российского парламентаризма – вас, всех ваших коллег по федеральной, региональной, местной представительной и законодательной власти. Напомню, но вы‑то хорошо знаете, для тех, кто запамятовал, напомню, что первая Государственная Дума начала свою работу 27 апреля, или 10 мая, 1906 года.

Знаю, что и сегодня, и вчера Совет законодателей содержательно работал, организовал предметное обсуждение задач, поставленных в майском указе и в Послании Федеральному Собранию. Считаю принципиально важным и эффективным именно такие подходы, именно такую работу. По сути, речь идёт о том, чтобы с участием членов Правительства, представителей Счётной палаты, регионов и институтов развития регулярно сверять законотворческую повестку с социально‑экономическими приоритетами развития России, в том числе по конкретным национальным проектам.

Рассчитываю, что Совет законодателей будет строить свою дальнейшую работу в таком же ключе – профессионально, по‑деловому погружаясь в конкретные темы, волнующие граждан, значимые для развития страны и, конечно же, в полной мере будет учитывать позицию, инициативы регионов, органов местного самоуправления.

Основная работа – я уже многократно об этом говорил, да вы и сами это прекрасно знаете и поняли – по реализации национальных проектов, многих других наших программ ложится именно на субъекты Федерации. Именно здесь, «на земле», решаются общенациональные задачи, здесь формируется общая картина тех изменений, по которым люди судят об эффективности власти и результативности принятых законов.

Но бог с ними, с этими оценками, для нас с вами результат важен: что можно сделать, к чему нужно стремиться и чего нужно добиться. Такие шансы у нас есть, появились, таких ресурсов никогда у нас не было для решения тех задач, которые нужны для развития страны.

Состав Совета законодателей – вы и сами это знаете – позволяет увидеть любую проблему в региональном разрезе, спрогнозировать эффект, плюсы и минусы того или иного законодательного акта для различных территорий страны, оперативно скорректировать ту или иную правовую норму, использовать лучшее из региональных управленческих и нормотворческих практик.

В этой связи надеюсь, что Совет законодателей будет наращивать свой авторитет, профессиональный вес, опираясь на солидный, уже семилетний опыт, станет играть всё более заметную роль в качественном обновлении правовой базы развития России. Тем самым поможет воплощать в жизнь конституционные положения о федерализме, демократическом, правовом государстве.

Уважаемые коллеги!

В целом от законодательного корпуса жду не только планомерной, вдумчивой, но и более интенсивной работы, деятельного участия в практической реализации каждого национального проекта, нацеленности на результат в интересах ваших избирателей, всех наших граждан.

Парламентариям на всех уровнях нужно укреплять каналы обратной связи с гражданским обществом. Понимаю, что вы и так этим занимаетесь, и так это делаете. Тем не менее в ходе реализации масштабных проектов нам нужно наладить чёткое понимание, как это сказывается на практической жизни, и вовремя какие‑то коррективы вносить в практическую работу. Это чрезвычайно важно для достижения конечного положительного результата. Нужно быть в полном смысле слова представительной властью, находиться в диалоге с людьми. И прошу вас активнее обновлять, модернизировать вашу текущую законотворческую практику, идти в ногу со временем.

Конечно же, регламентные процедуры, требования юридической техники должны строго соблюдаться. Однако это не мешает, а, напротив, требует большей открытости, прозрачности законотворческого процесса. В этой связи нужно быстрее внедрять новые цифровые и интерактивные технологии насыщать информационные ресурсы законодательных органов власти на всех уровнях. Это позволит вам полнее использовать конструктивные предложения граждан, а людям – объективнее оценивать вашу, нашу с вами работу.

Добавлю, что при рассмотрении в парламентах особенно трудных, комплексных, межотраслевых вопросов стоит шире привлекать экспертное, научное, деловое сообщество. К примеру, без этого не обойтись при радикальной реформе контрольно‑надзорной деятельности. Сейчас отдельно остановлюсь на этой теме, чрезвычайно важной, очень острой и тонкой. Вы знаете, что с 1 января 2021 года прежние, как правило, устаревшие, избыточные, архаичные нормативные акты в этой области утратят силу. Однако столь масштабное «обнуление» ни в коем случае не должно привести к правовой пустоте, к правовым вакуумам и люкам, тем самым нарушить работу как контролирующих органов, так и хозяйствующих субъектов. И в конечном итоге ни в коем случае нельзя допустить, чтобы это «обнуление» отразилось на интересах граждан. У нас ведь, знаете, всё бывает. С одной стороны, то чрезмерно начинают всё контролировать, что жить невозможно, бизнес задыхается от этих контрольных мероприятий, с другой стороны, как только всё распустишь, то и со стороны бизнеса такие происходят иногда сюжеты, мы видим, что наносят ущерб потребителям. Нельзя допустить ни того, ни другого. В этой связи очень важна работа именно представительного уровня власти, очень важна. Нужно тонко чувствовать, что происходит в реальной жизни. С людьми нужно напрямую общаться, что в исполнительных органах власти сделать сложнее в силу целого ряда причин. Приняли решение – начинают исполнять. А что там происходит «на земле», в жизни – довольно сложно почувствовать иногда. А вы можете это сделать, напрямую общаясь с людьми.

Обращаю внимание и парламентариев, и министров, и наши деловые объединения хочу привлечь к этой работе: времени на «инвентаризацию», ревизию существующих регламентирующих эту сферу деятельности нормативных актов осталось не так уж много. И вся правотворческая деятельность должна быть выстроена планомерно, с чёткой расстановкой приоритетов, пониманием сроков.

Кроме того, прошу вас активно использовать возможности парламентского контроля. Рассчитываю здесь на все без исключения партии, их фракции в законодательных собраниях.

Кстати, правильно будет вовлекать в общую работу и непарламентские партии, готовые к конструктивному взаимодействию в интересах развития страны и регионов. Умение достигать согласия и компромисса, выходить на общее решение, не боясь дискуссии, спора, – это важнейший, неотъемлемый элемент парламентской культуры.

Уважаемые коллеги!

Завершая, хочу поблагодарить вас, ваших коллег за большую, плодотворную работу, за поддержку и качественное законодательное сопровождение проектов, реализуемых в интересах граждан страны, способность принимать порой непростые, но необходимые для страны решения.

Правда – и хочу ещё раз об этом сказать, и Правительству говорю, и Администрации Президента, и вам хочу повторить, – да, иногда нужно принимать те решения, которые на первый взгляд кажутся непростыми и являются непопулярными. Но когда мы людям объясняем, почему мы принимаем те или другие решения, к чему мы стремимся, каких целей мы стараемся достичь, принимая то или иное решение, а все решения должны приниматься в интересах граждан в среднесрочной или более отдалённой перспективе, когда мы разъясняем это людям, тогда совершенно другая обстановка в обществе складывается. Когда люди понимают, что власть не сама по себе существует, в каких‑то облаках витает, а понимает, что происходит, видит перспективы развития экономики и социальной сферы и действует в интересах этого развития, в интересах людей, тогда и другое будет отношение избирателей к тем решениям, которые вами принимаются.

И, конечно же, я хочу ещё раз поздравить вас и всех ваших коллег, родных и близких с наступающим Днём Победы. Наш долг – достойно подготовиться и к предстоящему в следующем году юбилею – 75‑летию окончания Великой Отечественной войны. Эту тему можем обсудить отдельно. Прежде всего, конечно, речь о том, что необходимо дополнительно сделать для поддержки наших ветеранов, для защиты памяти о Великой Отечественной войне.

Благодарю вас за внимание.

В.Матвиенко: Уважаемый Владимир Владимирович!

В первую очередь я хочу Вас поблагодарить за постоянное внимание к деятельности Совета законодателей и региональных парламентов. Скажу честно, мы такие встречи с Вами очень ждём.

Сегодня законодательное обеспечение выполнения Вашего Послания, мониторинг реализации национальных проектов – это приоритет как для Федерального Собрания, так и для всех региональных парламентов.

Вы уже отметили, мы действительно в эти два дня очень плотно поработали вместе с членами Правительства, за что им отдельное спасибо, обсудили ход выполнения национальных проектов, как они стартовали и какие есть проблемы. Председатели региональных парламентов поделились своими лучшими практиками.

Нами подготовлен ряд конкретных предложений, некоторые из которых я хотела бы кратко обозначить. Прежде всего, на мой взгляд, необходимо законодательно закрепить место национальных проектов в общей системе стратегического планирования. Сегодня в стратегических документах само понятие национальных проектов отсутствует.

Другая важная тема – усиление экономического и финансового потенциала регионов. Определённые успехи здесь есть. Реализация Вашего поручения о реструктуризации задолженностей субъектов Федерации, об оздоровлении региональных финансовых систем дала свои результаты. Бюджеты 70 субъектов Федерации по итогам прошлого года исполнены с профицитом. Годом ранее таких субъектов было всего лишь 38. Сокращается объём государственного долга регионов.

Тем не менее по уровню бюджетной обеспеченности различия между субъектами всё ещё существенные. Полагаю, уменьшить этот разрыв можно было бы, например, за счёт размещения в проблемных регионах объектов федеральной адресной инвестиционной программы, а также частных инвестпроектов. Такую предметную работу сегодня ведёт Российский фонд прямых инвестиций под руководством Кирилла Дмитриева, его руководителя. Совет Федерации подписал соглашение с РФПИ. Основная нацеленность сегодня на развитие инвестиционной активности в регионах.

В своё время, надо отметить, Министерство экономического развития занималось вопросами, как мы раньше говорили, размещения производительных сил, чтобы не было где густо, а где пусто, и были результаты. Может быть, и сегодня Министерству экономического развития, которое отвечает теперь за вопросы регионального развития, нужно больше уделять этому внимания.

В Вашем Послании поставлена задача предоставить налоговые льготы семьям с детьми, организациям культуры, ряду других. На наш взгляд, это очень своевременные и правильные меры, но они приведут к сокращению доходов, поступающих в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты. Предлагаем разработать комплекс мер по компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов, а также законодательно всё‑таки закрепить обязательное возмещение доходов субфедеральных бюджетов в случае предоставления налоговых льгот на федеральном уровне.

Ещё одна тема: к сожалению, до сих пор продолжаются попытки регулировать из центра буквально все сферы жизнедеятельности на местах. Дошло до того, что некоторые федеральные ведомства стремятся регламентировать вопросы, например, как, где и в какой форме вести выездную торговлю, какая юридическая форма учреждения должна быть у организации по уборке мусора, по уборке улиц и так далее. Всё это сковывает инициативу на местах, размывает основы федерализма и снижает роль региональных парламентов, которые должны самостоятельно, в рамках полномочий субъектов Федерации, местных органов власти регулировать данные вопросы.

В этой связи хочу подчеркнуть, что из года в год растёт число региональных законодательных инициатив, направляемых в Совет законодателей. Так, если в 2013 году мы начинали с 40 законопроектов, то по итогам прошлого года их было уже 350. Это говорит о том, что законодатели на местах уже готовы более точно настраивать правовую систему в соответствии с особенностями своих регионов, актуальной ситуации и запросами граждан.

В своём выступлении сегодня, Владимир Владимирович, Вы обратили внимание на необходимость своевременного завершения ревизии, инвентаризации и отмены с 1 января 2021 года устаревших, избыточных, архаичных нормативных актов. Это крайне необходимая мера, которая позволит кардинально реформировать контрольно‑надзорную деятельность. Мы уже активно подключились к выполнению этого Вашего поручения. Но мне кажется, что такую же работу необходимо провести и на региональном уровне. В субъектах Федерации также накопилось много законодательных нормативных актов, не соответствующих современным реалиям, сохраняющим преграды для бизнеса и граждан. Тогда эта задача будет решена комплексно. В случае Вашей поддержки прошу дать соответствующее поручение.

В Вашем майском указе поставлена конкретная задача – войти в число пяти крупнейших экономик мира. Для того чтобы этого добиться, на мой взгляд, требуются преобразования не только в экономике. Ключом к успеху может стать изменение ценностных установок в общественном сознании, рост доверия между бизнесом и властью, государством и обществом.

Мы полностью поддерживаем Ваш курс на повышение прозрачности органов власти, совершенствование работы судебной системы, расширение свободы предпринимательства. Представляется актуальным поддержать предложение Верховного Суда о смягчении подхода к наказанию предпринимателей и ввести в законодательство новый тип наказания – уголовного проступка.

Центральной темой Вашего Послания стало улучшение демографической ситуации, сбережение нашего народа. В этом ключе предлагаем рассмотреть возможность продления программы материнского капитала как минимум до 2025 года на период действия концепции демографической политики, чтобы обеспечить здесь такую стабильность и преемственность. Также в русле этих задач сейчас Советом Федерации совместно с Правительством разрабатывается законопроект об основах правового положения многодетных семей. Он, по сути, станет сводом гарантий, своего рода стандартом благополучия для таких семей. Просим поддержать. России нужны многодетные семьи, как минимум состоящие не менее чем из трёх детей. Без них существенно улучшить демографическую ситуацию не получится.

Есть и другие важные инициативы, на мой взгляд, в социальной сфере. В настоящее время нами ведётся работа над законопроектом о детском питании, потому что качество детского питания, вообще качество питания населения – это залог здоровья и долгожительства.

Мы предлагаем распространить льготные условия по ипотечному кредитованию: помимо многодетных также и на семьи с детьми‑инвалидами. Сегодня эта тема поднималась на Совете законодателей. Мы благодарны Антону Германовичу Силуанову – при Вас это говорю, чтобы он не передумал, – за то, что он поддержал эту инициативу – не только многодетные семьи, но и семьи с детьми‑инвалидами.

Кроме того, мы готовим законодательные условия для расширения программы «Земский доктор», запуска новой программы «Земский учитель».

Ключевой составляющей благополучия граждан является состояние окружающей среды. Оно напрямую зависит от эффективности системы обращения с отходами, но также от охраны и использования лесов. Здесь есть где наводить порядок. Здесь очень серьёзная есть существующая налоговая база, которая уходит мимо бюджета.

Наша палата предложила подготовить новую редакцию Лесного кодекса. Идея была поддержана Правительством. Сейчас такая работа уже активно ведётся.

Также для борьбы с несанкционированными свалками, вырубкой лесов предлагаем использовать современные космические технологии. Для этого надо на законодательном уровне определить механизм использования данных, поступающих от российских спутников по дистанционному зондированию Земли. Наши предложения включены в решение Совета Безопасности, недавно рассмотревшего космическую отрасль.

В заключение я также хочу сказать о предстоящем 75‑летнем юбилее Великой Победы, который наша страна, весь мир будут отмечать в следующем году. Парламентарии, мы также это уже обсуждали, начинают подготовку празднования этой важнейшей даты. Считаю, что уже сегодня, не дожидаясь 2020 года, необходимо поставить совершенно конкретную цель – узнать, в чём нуждается каждый конкретный ветеран Великой Отечественной войны и постараться оказать ему всю необходимую помощь, окружить их теплом и заботой. Сделать это нужно адресно, точно, без бюрократически проволочек и, конечно же, с душой. Я думаю, что для органов представительной власти это должно сегодня стать приоритетной задачей.

Думаю, что, пока ветераны с нами, мы должны использовать каждый день, чтобы воздать им должное, поблагодарить за победу, за возможность жить и строить будущее России.

Федеральное Собрание, региональные парламенты готовы самым активным образом заняться этой работой.

Уважаемый Владимир Владимирович, Вы уже отметили, что наша встреча проходит в преддверии, мы считаем, нашего профессионального праздника – Дня российского парламентаризма. Вы к нему имеете самое непосредственное значение. Хочу от всех нас также Вас поздравить с этим праздником, пожелать всего самого доброго.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Если позволите, буквально пару слов в качестве комментария.

По Дню Победы говорить нечего, полностью согласен.

Собственно, согласен почти со всем, вопрос: как и что реализовывать. Вот новая редакция Лесного кодекса. Не знаю, нужна там новая редакция или что‑то там нужно ещё усилить в нормативной базе, но совершенно очевидно, что действующие нормы не позволяют эффективно работать по сохранению лесов. Хищническая вырубка лесов продолжается, несмотря на все усилия, которые предпринимаются со стороны государства, со стороны общественных организаций, в том числе Общероссийского народного фронта, который действительно работает как на фронте, надо сказать, это тот случай, когда Общероссийский народный фронт работает как на фронте: угрозы идут, причём угрозы убийством, угрозы здоровью семей, то есть там очень сложная обстановка.

Конечно, я вас прошу самым внимательным образом на это посмотреть и сделать свои предложения по совершенствованию нормативно‑правовой базы в том числе. Это точно совершенно.

По поводу улучшения демографической ситуации и распространения различных льгот на разные категории наших граждан. Конечно, чем больше, тем лучше с социальной точки зрения. Важно только, чтобы мы могли это сделать, чтобы это были не декларации, а чтобы мы реально смогли это сделать.

Когда принимали решение по поводу льгот по ипотеке для многодетных семей… Я Вас уверяю, это же не просто так: кто‑то, министр какой‑то пришёл, предложил – и тут же это приняли. Это же счёт. Сидели и многократно, просто многократно, возвращались к этому счёту: где у нас доходы, какие расходы, на кого будет это переложено, сможет ли бюджет это вытащить и так далее. Поэтому, конечно, нужно думать обо всех семьях, в том числе, конечно, безусловно, надо поддерживать семьи, у которых такая нагрузка, как дети‑инвалиды, больные дети, надо искать. Давайте сейчас – я не знаю, с чем там согласился Силуанов, – но это надо посчитать. Я не думаю, что он так, с кондачка, что называется, сразу со всем согласился. Но точно в этом направлении нужно двигаться, и это правда. И конечно, нам нужно посмотреть, как сейчас пойдёт реализация этих мер в сфере обеспечения жильём для многодетных семей. Надо посмотреть, как практика здесь будет развиваться.

По поводу того, чтобы мы заняли достойное место в ряду других индустриальных держав: это непростая задача, но в целом она абсолютно решаемая. Мы ведь говорим о чём? О том, чтобы Россия заняла пока пятое место по объёму экономики, по паритету покупательной способности так называемой. Она сейчас занимает шестое. На первом месте Китай, напомню. Китай обошёл Соединённые Штаты. На втором месте – США, потом то ли Япония, то ли Индия, Индия, по‑моему, потом Япония, потом Федеративная Республика Германия. Разница между нами и Федеративной Республикой небольшая. Был момент, когда мы уже вышли на пятое место. Но для нас это не просто сверхзадача. Сверхзадача другая – изменить структуру экономики. Объём – понятно, у нас 146 миллионов человек населения, природные ресурсы и так далее. Но нам нужно менять структуру экономики, чтобы обеспечить развитие на перспективу – на самом деле вот где сверхзадача – и многократно надо повысить производительность труда. А отсюда вытекают все другие подзадачи, которые мы должны решить, имея в виду вот эти две сверхзадачи. Вот над чем мы должны работать.

И я вас прошу в регионах тоже об этом думать, помогать инвесторам, прежде всего частным инвесторам, реализовывать проекты, не создавать никаких дополнительных преград, а, наоборот, разбюрокрачивать систему принятия решений, брать на контроль, продвигать эти бизнес‑инициативы и инвестиции. Потому что привлечение инвестиций – это один из основных инструментов решения задачи в сфере экономики. И для нас это крайне важно, особенно сегодня, в связи с определёнными внешними ограничениями. Эффективным ответом на все внешние ограничения может быть только один – разбюрокрачивание системы и создание привлекательных условий для развития бизнеса. Если мы это сможем сделать – плевать мы хотели на все ограничения. Они вообще не будут и сейчас‑то они уже не добиваются той цели, те, кто вводит эти ограничения, которые перед собой ставят, а если мы сделаем привлекательной нашу экономическую правовую систему и систему управления, тогда вообще все задачи решим и достаточно быстро и эффективно.

Теперь по поводу обновления нормативно‑правовой базы в сфере контрольной деятельности. Конечно, было бы очень хорошо, если бы мы не только на федеральном, но и на региональном уровне это сделали. Я полностью здесь согласен с Валентиной Ивановной, конечно, нужно к этому стремиться. Нужно проанализировать всё, что есть на региональном уровне, – а там много завалов, полно, так же как и на федеральном, – и «аккуратно, но сильно» – помните известный фильм? – нужно двигаться по направлению к решению этой задачи.

Теперь компенсация выпадающих доходов для регионов. Конечно, надо всегда об этом думать. Но вы же сами сказали, что количество регионов, бюджет которых свёрстан теперь с профицитом, выросло. А ещё и компенсировать надо. Хотя надо, конечно, внимательно следить за тем, чтобы принимаемые на федеральном уровне решения были зрелыми и чтобы они сопровождались или компенсацией, или перераспределением каких‑то доходов, расходов между федеральным и региональным уровнем.

Но, справедливости ради, я хочу вам это сказать не только для того, чтобы похвалить Антона Германовича Силуанова, который здесь сидит, но так и есть на самом деле, когда мы что‑то обсуждаем, какие льготы, он первый, кто задумывается и вслух всё время говорит: «Как это отразится на регионах? Где мы им что компенсируем? Как мы перераспределим доходы и расходы между федеральным и региональным уровнем?» Так что, в принципе, эта работа проводится.

И наконец, размещение в регионах центров прибыли. Это правильно абсолютно. Нужно, конечно, над этим думать. Исполняющий обязанности губернатора Петербурга знает, ещё при прежних руководителях города мы неоднократно принимали решения. И Валентина Ивановна сама это помнит, сама приходила ко мне с просьбой разместить здесь центральные офисы крупных наших компаний, финансовых учреждений, именно по её просьбе здесь некоторые из них появились. Нужно создавать центры прибыли в регионах, а не только в Москве. Это совершенно очевидно. Такая задача стоит и перед Министерством экономического развития, перед другими ведомствами. Мы над этим думаем и это никогда не упускаем из виду, хотя сделано здесь ещё совершенно недостаточно, только первые шаги.

Пожалуйста, прошу Вас.

В.Володин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Мы вчера и сегодня в рамках Совета законодателей обсуждали реализацию Послания Федеральному Собранию, Ваше послание, Владимир Владимирович, также говорили о реализации национальных проектов. Хотелось бы поделиться выводами и предложениями, которые были выработаны за эти два дня.

Нам, конечно, важна слаженная работа, работа с Правительством, работа с региональными органами власти. Когда мы говорим о реализации национальных проектов, без вот этой слаженной работы мы просто не достигнем результата, потому что законы, которые сегодня принимаются, – это всё‑таки в большинстве своём законы рамочные, и во исполнение федерального законодательства необходимо принимать законы региона, необходимо принимать подзаконные акты. Только в этом случае можно будет реализовать те задачи, которые Вы поставили перед нами в рамках Послания.

Говоря о Государственной Думе, можно уже подвести предварительный итог проделанной работы. Он включает в себя на сегодняшний день принятые 22 закона, 23 законопроекта прошли первое и второе чтение, пять подготовлены к рассмотрению, оставшиеся 26 законодательных инициатив в стадии разработки. Мы ожидаем, что большая их часть в весеннюю сессию от Правительства к нам поступит.

Поэтому, конечно, нам хотелось бы завершить работу по запуску национальных проектов уже в весеннюю сессию. И надеемся, что сегодняшний разговор и вчерашний подтолкнёт нас к этому, и мы качественно выполним эту часть работы. Нам важно, чтобы работа не затягивалась. И конечно, понимаем свою ответственность, именно от этого зависит и качество, и время реализации национальных проектов.

Но об одном вопросе, который, Владимир Владимирович, мы уже решили, всё‑таки хотел сказать отдельно. Речь идёт о внесении корректировок в положения 44‑го федерального закона. Работа завершена. Но она показала, что мы можем многое сделать, если будем анализировать правоприменительную практику и исходить из того, что законы должны улучшаться. Это крайне важно, потому что многое в нашей жизни принималось впервые, и, конечно, хочется, чтобы мы не наступали постоянно на грабли, а совершенствовали законодательные решения, развивали экономику и создавали условия в первую очередь для тех, кто себя хочет реализовать.

Исходя из анализа правоприменительной практики, работая вместе с Правительством, мы вышли на принятие 128 поправок в федеральный закон, который регулирует государственные закупки. А под его действие подпадает сумма порядка 6 триллионов 700 миллиардов рублей. Это огромные средства. Он показал на начальном этапе свою эффективность, порядка шести процентов экономия достигается за счёт реализации этого закона. Но вместе с этим время не стоит на месте, и, говоря об анализе правоприменительной практики, мы все сошлись во мнении, что многие нормы закона должны быть улучшены, что и постарались сделать в рамках уже принятых решений.

Мы считаем, что правильно было бы продолжить эту работу и в дальнейшем перейти от бумажного документооборота к электронному, учитывая, что сегодня такие технологии есть, и они позволяют существенно улучшить качество наших законов, которые ранее были основаны именно на бумажном документообороте.

И если говорить о 44‑м федеральном законе, который, насколько знаю, Совет Федерации в понедельник поддержал, и сейчас он поступит к Вам, Владимир Владимирович, на подпись, мы смогли сократить в среднем на 30 процентов закупочные процедуры. Это серьёзный шаг вперёд. Для примера: с десяти дней до одного дня уменьшен срок публикации извещения о проведении закупки при внесении изменений в план‑график; с семи календарных дней до трёх сокращён период рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе; скорректирована и норма о включении в реестр недобросовестных поставщиков с десяти до пяти дней. Как мы понимаем, это всё стало возможным за счёт развития технологий.

Но много очень решений было принято фундаментальных, и, говоря об этом, Вы, Владимир Владимирович, буквально не так давно давали поручение о необходимости внесения изменения в 44‑й закон в отношении учреждений культуры – сферы, которая работает с учётом своей специфики. Мы предложения, которые звучали от представителей учреждений культуры, Союза театральных деятелей, библиотек, театров, музеев рассмотрели вместе, рассмотрели с Правительством, и вышли на принятие изменений, которые учитывают специфику именно этой отрасли, сферы. И также этот закон будет у Вас уже, наверное, на этой неделе на подписи. Считаем, что те нормы, которые были нами внесены, позволят более эффективно решать задачи обеспечения деятельности театров, библиотек, музеев, для того чтобы более творчески подходить к решению тех задач, которые перед ними стоят.

И хочется, конечно, сказать о том, что в ходе обсуждения вопросов, связанных с реализацией национальных проектов, мы все сошлись во мнении, что нам необходимо перестроить свою работу и более ответственно подойти к каждому на своём участке работы.

Приведу цифры. По данным Федерального казначейства, кассовое исполнение национальных проектов на 17 апреля составляет 383 миллиарда 300 миллионов рублей из предусмотренных бюджетом 1 триллиона 700 миллиардов, это пока лишь 22,3 процента. Получив это финансирование, регионы в свою очередь направили на реализацию национальных проектов на ту же дату только 32 миллиарда 700 миллионов рублей, это 5,6 процента. Сегодня у нас уже заканчивается апрель. Понятно, что дальше регионам необходимо будет провести конкурсы, даже если закон вступит в силу, а мы в этом вопросе вели достаточно напряжённую дискуссию с Правительством. Надо отдать должное, нас поддержал Председатель Правительства в этом вопросе. Потому что первоначально предполагалось, что нормы закона вступят в силу с 1 октября, но после этого диалога выходим на положение, которое предполагает, что нормы закона вступят уже с 1 июля, но всё‑таки это 1 июля, а значит, даже ускоренные процедуры приведут к запуску многих проектов лишь во втором полугодии.

В этой связи, обсуждая вопрос с нашими коллегами из Правительства и с экспертами, все сошлись во мнении, что нам на будущее необходимо – во избежание потери времени и срыва сроков реализации национальных проектов, а задачи Вы поставили амбициозные, решая эти задачи, мы в первую очередь решаем такие вопросы, как улучшение жизни наших граждан; мы достигаем других результатов и в области конкурентоспособности нашей страны; мы решаем действительно многое, – нужно всё сделать, для того чтобы время мы тратили более эффективно. В этой связи хотели бы получить Вашу поддержку на решение, которое можно было бы принять в связи с тем, что бюджет страны принимается до 1 декабря. Как правило, Президент бюджет подписывает, и закон вступает в силу 10 декабря. В течение пяти дней после того, как закон о федеральном бюджете подписан Президентом, Министерство финансов доводит до всех, если можно правильно сказать, уведомление или право на заключение договоров. После чего каждое министерство, ведомство, регион может уже дальше реализовывать проект с 1 января следующего года. И всё для этого есть.

Причём можно было бы посмотреть, чтобы в этой связи профильные министерства – а речь как раз идёт о них – принимали нормативную базу, из‑за отсутствия которой как раз у нас получается, что средства начинают поступать ГРБС либо в апреле или, ещё хуже, до июля текущего года, как минимум на три планируемых года, именно на тот срок, на который принимается федеральный бюджет, либо на весь срок реализации национальных проектов. Мы в этом случае сэкономим огромное количество времени, и это позволит, самое главное, запускать процедуры – тем более что мы скорректировали нормы 44‑го закона – уже в январе. И можно будет с уверенностью спрашивать за то, что работы начнутся с марта. Сегодня же у нас эти работы иногда начинаются, как уже говорил, и в мае, и в июне, и в июле, а потом это всё сказывается на качестве работ, и, конечно, возникают проблемы, которые потом только лишь дискредитируют хорошее дело и сворачивают все эти процессы, не достигая тех результатов, которые должны быть. Вот то, о чём хочется попросить.

И ещё раз, Владимир Владимирович, хочется сказать слова благодарности за то, что Вы находите в своём графике непростом, напряжённом возможность встретиться с Советом законодателей – это представители не только всех регионов, но это и руководители комитетов Государственной Думы, Совета Федерации – и обсудить вопросы, которые у нас накопились и являются для нас важными, приоритетными.

Спасибо большое.

В.Путин: Тоже буквально два слова.

Начну с того, чем Вы закончили. У нас же был трёхлетний бюджет. Не на ближайший – сейчас как мы приняли – год, а потом примерная прикидка на два остальных. У нас был бюджет на три года, мы принимали. Но просто в связи с турбулентными процессами в мировой экономике мы от этого вынуждены были отказаться, поскольку достаточно сложно выстраивать ясный, понятный и, что самое главное, довольно стабильный прогноз развития и, исходя из этого, считать доходы и расходы, доходы прежде всего. Поэтому вынуждены были перейти к одногодичному бюджету, с тем чтобы корректировать, показывать примерные направления развития на ближайшие годы и иметь возможность их как‑то корректировать. С учётом того, что в целом нам понятно, откуда мы будем брать, из каких источников те деньги, которые предусмотрены для национальных проектов, скорректировать в том направлении, которое Вы предложили, расходы по этим нацпроектам, наверное, возможно. Надо подумать. Я попрошу Антона Германовича с коллегами вместе с Минэкономразвития, с Минфином прикинуть. Это, конечно, придало бы большую стабильность работе по нацпроектам. Это очевидно.

Теперь по поводу доведения финансов. ........ (см.продолжение)

Продолжение следует.

География

Статус материала

Опубликован в разделах: Новости, Выступления и стенограммы

Дата публикации:

Текстовая версия

 

Картина дня

наверх