На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Эксперты ОНФ: Меры по уменьшению отчетности в сфере образования не позволили снизить нагрузку на учителя

Меры по оптимизации системы отчетности в сфере образования, предпринятые за два года, до сих пор не позволили снизить отчетную нагрузку на учителя. К такому выводу пришли эксперты рабочей группы Народного фронта «Образование и культура как основы национальной идентичности», проанализировав соответствующий доклад правительства.

Так, мониторинг эффективности школьного образования РАНХиГС в 2016 г., в котором приняли участие 2,2 тыс. учителей из 75 школ, городских поселений и сельской местности Челябинской области, Алтайского и Ставропольского краев, показал, что большинству педагогов (80,9%) за последние годы в целом работать стало труднее. По мнению 75% учителей, загруженность в той или иной степени возросла. Основным фактором усложнения работы учителя считают увеличение объема бюрократической работы (84,5%). Наиболее трудоемким для педагогов оказалось ведение электронных дневников и журналов. А анализ условий труда педагогов, проведенный в 2015–2016 гг. Центром социального прогнозирования, показал, что чаще всего готовить административную отчетность приходится педагогам Северо-Западного (46% респондентов) и Уральского регионов (40,8%), а также Москвы (45,9%) и Московской области (54,1%).

«В 2014 г. эксперты ОНФ впервые подняли тему растущей бюрократии в образовании. Президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин поддержал активистов Народного фронта и поручил правительству предусмотреть мероприятия по снижению отчетности. Однако до сих пор это поручение выполнить не удалось, о чем говорят и экспертные оценки, и данные различных исследований», – сообщила руководитель рабочей группы Народного фронта «Образование и культура как основы национальной идентичности», депутат Госдумы Любовь Духанина.

На то, что отчетов по запросам различных ведомств стало больше, указывает и сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ставропольском крае, директор гимназии №24 города Ставрополя Александра Будяк.

«Начали запрашивать даже отчет о количестве заполненных отчетов. Педагоги недовольны тем, что при заполнении отчетов для Пенсионного фонда РФ или налоговой необходимо указывать персональные данные, выяснять у родителей информацию о долгах по налогам», – рассказала она.

По данным Министерства образования и науки РФ, в настоящее время в образовательные организации поступает до 20 запросов в месяц, в среднем школа тратит до четырех часов в неделю на составление различной отчетности, а ее на 80% готовят сами учителя. Для облегчения этой нагрузки был разработан план модернизации федерального наблюдения: к концу 2016 г. часть старых форм была отменена, их постепенно заменяют новые. Также подготовлен законопроект, запрещающий госорганам запрашивать у школ данные, которые подлежат официальному мониторингу или уже опубликованы на сайте учреждения.

Но эксперты ОНФ считают эти меры недостаточными. Представитель регионального отделения ОНФ в Санкт-Петербурге, директор лицея №369 Константин Тхостов отмечает, что разрозненные межведомственные требования не стыкуются друг с другом. В результате руководству школ остается увеличивать либо численность персонала, либо нагрузку учителей.

«Из объекта образования школа превратилась в институт взаимодействия с окружающими его структурами, – пояснил представитель ОНФ. – И количество запросов от различных органов растет с каждым днем. Учителя тратят много времени на заполнение отчетов в ущерб образовательному процессу. Во многих школах сохраняется дублирование электронных и бумажных журналов. Кроме того, преподавателей обязали составлять рабочие программы по предметам, ежедневно сопровождая их технологическими картами каждого урока. В такой ситуации помочь могли бы образцы рабочих программ от каждого автора учебника из федерального перечня, по которому учитель сможет разработать свои материалы и использовать их на уроке». 

В ОНФ полагают, что необходимо продолжить сокращение ненужных и избыточных проверок. Образовательным организациям по-прежнему приходится отвлекаться на предоставление документов в Роспотребнадзор, Рособрнадзор, прокуратуру, трудовую инспекцию, полицию, органы социальной защиты, местные органы управления образованием и так далее. Также эксперты настаивают на введении моратория на проведение проверок в школах, к которым нет замечаний, и на создании регламента запросов и проверок школ.

«Освободить учителей от непрофильной нагрузки и снизить бюрократию в школах помогут последовательные действия не только правительства РФ, но и региональных администраций. В настоящее время ОНФ совместно с фондом «Национальные ресурсы образования» проводит мониторинг нагрузки и оплаты труда учителей России, чтобы получить реальную картину условий труда педагогов. Нам уже сообщают о случаях, когда учебная нагрузка педагога составляет 46 часов в неделю, а на заполнение отчетов уходит еще 20. Безусловно, это недопустимо. Мы должны добиваться того, чтобы у педагога была возможность больше проводить времени с учащимися и заниматься самообразованием», – заключила Духанина.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх