На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Руслан Панкратов: Имя формирует психологию человека и его судьбу

Имя выражает духовную норму бытия, посредством которой определяется духовная составляющая личности, считает собеседник ИА "Реалист"

Фото: личный фотоархив Руслана Панкратова

22 октября 2018 года, в Афинах прошла III Международный экспертный форум толерантности "Ксенофобия и радикализм в Европе. Глобальные вызовы". Со своими докладами выступили учёные эксперты из 12 стран: Греция, США, Македония, Россия, Украина, Германия, Испания, Израиль, Франция, Великобритания.

Латвию представлял лидер Русского мира, врач-психотерапевт Руслан Панкратов. В беседе с корреспондентом ИА "Реалист" эксперт рассказал о работе форума и своём видении проблемы:

"Данный форум был по-настоящему научным. Главному организатору Валерию Энгелю удалось собрать в одном месте, на одной дискуссионной площадке, без преувеличения, интеллектуальное ядро правозащитного мира не только ЕС, но и со всего мира. Меня, конечно, приятно удивило отношение греческих властей на этом форуме. Они проявляли прямую заинтересованность, неформально подошли к участию. Они осознают реальную опасность проблемы, они понимают, что её нельзя замалчивать, скажем, в отличии от Латвии, где вместо того, чтобы мониторить ситуацию по росту нацистских настроений в обществе, они просто делают вид, что такой проблемы не существует вообще. Всё напоказ, а там трава не расти – основная позиция официальной Риги.

Раньше таких правителей называли "халиф на день". Неофашистские идеи цементируются в Латвии на государственном уровне и настолько сильно уверены в своей безопасности и власти, что перестали это скрывать. Эта глупость основана на слабоумии и на инфантилизме, что они не получат ответа.

Это самое глубокое заблуждение. Не было бы так обидно, если пострадают лишь поджигатели войны. Ультраправая опасность существует не только в Греции. Политическая ситуация у них сейчас крайне напряжена, я бы сказал, взрывоопасна. Беженцы, которых задерживают без документов в Центральной Европе, например, в Германии или Нидерландах, по каким-то инструкциям из Брюсселя должны вернуться назад, где они пересекли границу с ЕС, то есть в Грецию. Логично выглядит возмущение греков, когда центр античных Афин превратился в окраину Кабула с его законами, магазинами, укладом жизни и обычаями. Полиция сюда не заходит. Вполне логично выглядят растущие неонацистские настроения, ведь по статистике Греция лидирует по уровню ксенофобии в ЕС. Но правительство не сидит без дела, выслушивает мнение экспертного сообщества, представителей общин. Они работают и заинтересованы в решении проблемы.

На форуме мы услышали выступления достаточно многочисленной греческой стороны. Это генеральный секретарь по вопросам открытости и прав человека министерства юстиции Мария Яннакаки, вице-мэр Афин Элефтериос Папагианникис, директор Института социальной экономики Пранвера Тика, соруководитель греческой группы по наблюдению за выполнением Хельсинских соглашений Панайот Димитрас. Блестящие доклады, полные фактологии, аргументов и путей выхода. Они видели в правозащитниках своих соратников, коллег, хотя они их критиковали жёстко. Даже как-то непривычно.

В своём же докладе "Проблема искажения имён и фамилий в паспортах этнических меньшинств. Психоакустический аспект и фоносемантический анализ" я попытался обосновать, наглядно доказывая, что любое искажение несёт в себе психоэмоциональный удар по его носителю.

Прасковья, Октябрина, Оксана, Петро, Пётр, Питер, Петерис, Пит, Янис, Йонас, Джон, Иван, Гурам, Исаак, Ганс, Лаура, Асмик... Посудите сами, мы, зная лишь одно имя, уже в некоторой степени имеем представление о происхождении и национальности человека, а кроме того, возможно, о его вероисповедании и даже основных свойствах характера, о темпераменте.

Любое имя – это прежде всего мелодия, у которой есть свой ритм и свой тембр, свой размер и своя пластика, своя высота звучания. Каждая буква является источником вибрации, которая влияет на кору головного мозга человека. Разные имена – соответственно разные наборы звуков. Они могут быть раскатистые или нежные, резкие или мягкие, звонкие или шелестящие – и все они неодинаковы для восприятия. А разные звуковые раздражители приводят в возбуждение разные центры в мозге. И поэтому может происходить тысячекратное возбуждение одних "мозговых структур", в то время как другие находятся в спокойном состоянии.

"Звуковая нагрузка" на мозг должна сказаться и на формировании различий в психике человека, особенно у детей. Воздействие происходит бессознательно – и тем самым оказывается наибольшее влияние на психику в виде эмоционального фона, получившего в науке название фоносемантическое значение. Впервые это влияние с помощью опроса многотысячной аудитории выявил учёный Чарльз Осгуд.

Для русского языка это влияние определил доктор филологических наук А. П. Журавлёв. Были установлены качественные характеристики, позволяющие оценивать влияние звуков на психическое состояние человека с последовательной психолингвистической интерпретацией. Все эти знания необходимы для более ясного понимания динамики развития личности, для изучения богатства её внутреннего мира – как и последующего проявления этого богатства. Имя выражает духовную норму бытия, посредством которой определяется "духовная составляющая" личности. Прикоснуться к имени – значит прикоснуться к самой сути человека.

Можно допустить, что имя является посредником между материальным и духовным миром. В прошлом считалось: если человек меняет имя, это может привести к изменению его социального статуса и даже к кардинальным переменам в его судьбе. Учёный В. А. Никонов в своей книге "Имя и общество" приводит отрывок из рассказа Джека Лондона, который повествует о том, как женщина называет своих сыновей именем погибшего брата Самуила, а потом их всех одного за другим уносит смерть. Поэтому многие специалисты в области медицинской психиатрии – психоаналитики – не рекомендуют называть своих детей в честь погибших или умерших близких родственников, поскольку считается, что они могут повторить судьбу своих уже ушедших в мир иной предков.

Психиатры из Кембриджского университета провели научное исследование и пришли к чёткому и определённому выводу: люди с забавными или, как минимум, странными именами в 5 раз чаще остальных предрасположены к разного рода психологическим отклонениям. Люди, чьи имена начинаются с букв последней трети алфавита, в три раза чаще подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям. Существует определенная связь между именами литературных героев и их судьбами.

Основные психологические моменты воздействия имени:

  1. Подсознание воспринимает любые слова через их силу, само звучание, ритм, мелодичность, эмоциональную окраску.

  2. Распространённость имени. При этом сила воздействия прямо пропорциональна его редкости.

  3. Ассоциации, связанные с именем (в индивидуальном порядке).

  4. Образы, вошедшие в историю и культуру данного имени.

  5. Конкретный смысл имени как слова, несущего чёткую и конкретную информацию.

Безусловно, ещё не факт, что все эти связи проявятся в жизни человека в полном объёме – многое зависит от воспитания, социального окружения, от личной работы над собой. Но тем не менее энергия, заключённая в имени, несомненно, будет оказывать на человека воздействие. А затем, определив характер этой энергии, её можно с успехом использовать для достижения жизненных целей. Под "энергией имени" мы понимаем специфику отношения к нему общества и самого обладателя. Нельзя отрицать тот факт, что человеческие симпатии и антипатии имеют характер определённой силы. Точно такой же характер силы имеет и отношение человека к самому себе.

Если человек отождествляет себя с именем, он проникается уверенностью и верой в себя, чувствует поддержку своего рода и становится самодостаточным – а это одно из главных качеств, необходимых для духовной эволюции и психического равновесия.

Именно поэтому я убеждён, что законодательство Латвии направленно здесь не на защиту интересов государства, а это явный акт насильственной ассимиляции, акт враждебный, завуалированный под заботу о национальных интересах. Кроме неонацистских целей о построении мононационального, чисто латышского общества, других целей нет. Мы будем добиваться осуждения такой порочной практики в стране ЕС всеми основными правозащитными организациями, а также попросили экспертов внести рекомендации в области национального законодательства и международного права ЕС о рассмотрении такого вопроса, как принятие единого стандарта написания имён и фамилий во всех странах союза. Если возвращаться к форуму, к его содержательной части, то были выработаны для мирового сообщества весьма разумные рекомендации, а именно:

Во-первых, необходимо отказаться от государственных законодательных мер насильственного характера, направленных на ассимиляцию национальных и религиозных меньшинств, в том числе в интересах интеграции, потому, что они рождают ежеминутно дискриминацию и, как следствие, радикализм и ксенофобию. Нужно признать наличие национальных и религиозных меньшинств в тех странах, где факт их существования оспаривается. Присоединение к Рамочной конвенции о защите нацменьшинств без оговорок является важнейшим условием сплочения мультиэтнических обществ. Принять соответствующие законы о национальных и религиозных меньшинствах, которые гарантировали бы их права. Гарантировать национальным меньшинствам право на национально-культурную автономию.

Во-вторых, в вопросах взаимоотношений с меньшинствами необходимо отказаться как от ассимиляционной модели интеграции, так и навязывания обществу концепции национального государства, согласно которой нация - монолит, когда все думают, как один, говорят лишь на одном языке и исповедуют общие ценности, которые одинаково должны проявляться в поведении всех и каждого. Единообразие и принудительность не является чертой демократических обществ. Объединять общество должна не культура большинства, а общие надэтнические и надрелигиозные ценности, например, общеевропейские ценности, истинный патриотизм, любовь к Родине.

В-третьих, государственным органам необходимо выработать новые программы, целью которых являлось бы установления диалога между общинами.

В-четвёртых, необходимо принять самые решительные меры для международной защиты правозащитников. Аресты активистов, общественников и правозащитников недопустимы в странах ЕС. Необходимо создать общий реестр тех, кто подвергается насилию со стороны государства за свою правозащитную деятельность и осуществлять мониторинг за ходом следствия. В случае очевидных фактов такие люди должны быть взяты под защиту международного правозащитного сообщества.

Только приняв решительные меры, реформировав саму систему межнациональных и межрелигиозных отношений, пересмотрев подходы к принятым в развитых странах моделям интеграции, мы можем сохранить единство наших обществ. Мы же все понимаем, что в самом ЕС нет никаких не то чтобы рычагов, а мыслей о том, как можно остановить беззаконие, например, в Латвии. А это потому, что защита правозащитников предусматривает нахождение их в других странах, не из еврозоны. Внутри, в составе союза, нет никаких инструкций по этому поводу, так как никому и в голову не могло прийти, что в Европе будут прессовать и шлифовать по полной защитников нацменьшинств. Если ЕС не хочет закончить своё существование через гражданскую войну, а все признаки этого процесса уже не просто существуют, они находятся в позитивной динамике роста, то Брюсселю придётся сделать над собой усилия и приструнить особо рьяных потомков Ваффен СС".

Руслан Панкратов – лидер Русского мира Латвии, специально для ИА "Реалист"

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх