На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Немножко недодумали: Порошенко дважды подпадает под закон о люстрации, принятый Верховной Радой

15.08.2014 | Источник:

Правда.Ру

В четверг депутаты Верховной Рады приняли в первом чтении закон о люстрации. Правда, потом обнаружилось, что под этот закон - в его нынешнем виде - подпадает и нынешние киевские власти, а не только окружение Виктора Януковича.

Суть закона в десятилетнем запрете на нахождение во власти, в судах, органах прокуратуры, СБУ и МВД (вплоть до рядовых сотрудников) всем, кто был на руководящих должностях во время правления Виктора Януковича (с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года), а также правоохранителям или госслужащим, в силу служебных обязанностей совершившим нечто негативное для Майдана-2013-2014, сообщают "Вести.ua".

В список также попали публичные агитаторы "за сепаратизм", "фальсификаторы выборов" 2004-го и 2012 года, руководители структур КПСС и ВЛКСМ от обкомов и выше (для КПСС - от райкомов), сотрудники и агенты КГБ, а также те, кто преследовал ОУН-УПА в 1944-1953 годах. Наконец, под люстрацию могут подпасть все, кто не входит в предыдущий список, но в чьих декларациях (а также декларациях родственников от прабабушек до правнуков) за последние три года обнаружится явное несоответствие между доходами и расходами. Проверка всех, кто уже занимает должности, подпадающие под действие закона, будет проходить по специально утвержденному плану в течение двух месяцев после принятия закона в целом.

При этом, отмечает украинское издание, "отдельные пункты закона выглядят явно абсурдно даже с точки зрения победившего Майдана". К примеру, под люстрацию подпадают не только Янукович и его назначенцы, но и все правительство Юлии Тимошенко, работавшее до 11 марта 2010 года, включая ее саму, Александра Турчинова, Петра Порошенко и Юрия Луценко. Должен быть снят с должности, согласно этому закону, и председатель СБУ Валентин Наливайченко, занимавший ту же должность до 11 марта 2010 года. А вот Петр Порошенко под люстрацию подпадает дважды - и как министр иностранных дел в 2010-м, и как министр экономики в 2012-м в правительстве Николая Азарова. Правда, президентом он быть может (эта должность не входит в число люстрируемых, однако потом он не сможет стать ни министром, ни нардепом.

Пока же депутаты обещают внести в закон поправки, устраняющие данные коллизии.

                               

Люстрация - что это? Закон о люстрации. Люстрация в Украине
Катерина Залуцкая Дата: June 13, 2014
 
Смена режимов правления зачастую сопровождается разоблачениями и связанными с этим судебными и обличительными процессами. Термином "люстрация" уже никого не удивишь. Слово знают даже самые непросвещенные. Но что означает люстрация, остается непонятным почти для всех.
История возникновения процедуры люстрации Итак, в Древнем Риме и Древней Греции существовал обряд очищения. Традиция относилась к очищению младенцев путем приношения жертв богам. В современных условиях, задаваясь вопросом: «Люстрация - что это?», можно говорить о процессах очищения всех уровней власти от определенного вида чиновников.-
 Чаще всего люстрация касается всех высокопоставленных чиновников государства, а также всех представителей системы правопорядка и безопасности страны. Министры, представители исполнительной и законодательной власти, сотрудники органов безопасности, судьи и милиционеры – вот неполный список государственных служащих, в отношении которых используется понятие "люстрация".
Для чего используется люстрация Инициаторами процесса всегда выступают новые, пришедшие в ходе какой-то революции (или государственного переворота) власти. Они стремятся всеми силами показать свою непричастность ко всему происходившему в стране до них. Зачастую народ страны переносит все "заслуги" предыдущих правителей на новых. И это совершенно не повышает лояльности людей к новой власти, а, скорее, усугубляет и без того сложные переходные процессы. Поэтому новая власть принимает закон о люстрации, где оговариваются условия, согласно которым чиновники могут занимать свои должности. Всех, кто так или иначе причастен к нарушению прав человека, угнетению народа, фальсификации политических и исторических фактов и т. д., не допускают в органы управления, созданные новым режимом.-
 
Люстрация – это месть предшественникам Люстрация – что это? Месть предшественникам. Именно так некоторые европейские и американские политологи и историки оценивают этот процесс. Ведь не всегда удается убедительно доказать вину чиновника в правонарушениях относительно свобод и прав человека. Зачастую достаточно своевременно направленного «сигнала» в комиссию, которая занимается этим вопросом, и у чиновника возникает масса проблем. С потоком доносов столкнулись поляки и чехи, у которых люстрация чиновников проводилась после свержения коммунистической партии. Количество заявлений от граждан с указанием имен якобы причастных к нарушению прав человека в этих странах достигло такого масштаба, что только на первом этапе – при получении сигнала – их уже сортировали по трем категориям. В первую попадали чиновники, чья вина была доказана и не требовала проверки; во вторую – те, чьи грехи не были доказаны, но они скрыли факт своего сотрудничества с органами безопасности. И в третьей группе оказывались люди, проступки которых дедуцировать было практически невозможно в силу ограничений их функциональных обязанностей. Чаще всего в отношении этих мелких чиновников даже не возбуждалось дело, однако данная категория была самой многочисленной.
Основополагающие принципы люстрации Как уже говорилось, люстрация – определение имен чиновников разного уровня, которым запрещается работать в органах государственного управления. Наиболее распространенным этот процесс оказался в странах Восточной Европы после свержения власти коммунистического режима. Несмотря на различия в методах выявления нарушителей прав человека в разных странах, были все же и сходные принципы проведения люстрации. Во-первых, всеми государствами была осуждена деятельность коммунистического режима, директивное управление страной и использование средств массовой информации для давления на народ. Во-вторых, весь временной промежуток коммунистического режима определен как преступный. Т. е. с небольшой оговоркой на развитие ситуации - это 1948-1990 гг. В-третьих, в ряде стран ограничение доступа бывших чиновников к руководящим постам коснулось не только органов управления и правопорядка, а еще и учебных заведений, и религиозных организаций. Все остальные представления о том, что такое люстрация власти, имели национальные особенности. Самые длительные и громкие процессы люстрации пережили Чехия и Польша.-
 
Люстрация в Чехии Раскол Чехословакии на два государства и свержение коммунистического режима привели к тому, что Чехия осуществила довольно жесткую и глубокую чистку среди чиновников. Итак, люстрация – что это было на практике? Начиная с 1991 года Федеральный Совет Чехии принял ряд законов о декоммунизации. В частности, один из них - «О незаконности коммунистического режима» - постановил, что ответственность за все, происходившее в послевоенный период в Чехословакии, лежит на Коммунистической партии и ее руководстве. Им вменялись в вину не только экономическое директивное управление страной и политический курс на социализм, но и практически всеобъемлющая слежка друг за другом.
«Мягкость» массовой люстрации в Чехии В результате всех действий проверке подверглось более 140 000 человек – чиновники всех рангов, судьи, ректоры ВУЗов, директора научных институтов и т. п. Как только поступал сигнал на того или иного чиновника, его тут же увольняли с работы (если речь шла о работе в государственных структурах) и специальный комитет инициировал проверку в отношении этого человека. По установленному порядку проверка должна была проводиться не более двух месяцев, но зачастую затягивалась на полгода и больше.-
Если комитету удавалось доказать вину человека или хотя бы всплывали факты его возможного сотрудничества с органами безопасности, он лишался возможности занимать руководящие посты во всех государственных структурах в течение 5 лет. Именно за такое «наказание» чешские процессы люстрации и названы мягкими.
Злоупотребления люстрационными процессами Несмотря на прозрачность всех процессов, к которой стремились новые власти, к 1996 году руководящих постов для всех желающих не хватало. Поэтому уже представители новой, демократической власти, стали злоупотреблять люстрационными процессами для нейтрализации политических оппонентов. люстрация определение Досталось даже Вацлаву Гавелу, который был первым президентом Чехии и выступал как раз за декоммунизацию управления и власти. В архивах госбезопасности нашлось досье и на него, в котором после очередной беседы с представителем власти Гавел характеризовался как «возможный кандидат на сотрудничество». Уже в 1996 году ознакомиться со своими досье, если таковые были в архивах, могли все желающие чехи. Но так как возник целый ряд «скандальных разоблачений», и критики люстрации стали все сильнее указывать на ошибочность этого процесса, были введены некоторые ограничения на разглашение информации относительно журналистов, ученых и преподавателей ВУЗов.
Люстрация в Польше Польское движение «Солидарность» приняло эстафету власти из рук коммунистов. Выглядело все очень мирно и законно. Новое правительство гарантировало членам коммунистической партии неприкосновенность и безопасность. Однако радикально настроенная часть представителей «Солидарности» в своем стремлении получить максимальный доступ к власти предлагала ввести наказания за сотрудничество с коммунистическим режимом в виде лишения свободы.-
Эти предложения не были приняты, но поток доносов на своих коллег оказался настолько велик, что процесс буквально захлестнул всю страну. В результате польским Сеймом был принят закон о люстрации, в котором круг чиновников ограничивался только министрами, высшими должностными лицами, депутатами и судьями. При этом, поступая на руководящую должность, уличенный чиновник должен был всенародно покаяться и получить народное прощение за работу на коммунистический режим. Первоначально этим все и ограничивалось.
Массовые разоблачения новых чиновников К 2007 году по Польше прокатилось несколько крупных скандалов. После разглашения архивных документов досталось вице премьер-министру Янушу Томашевскому, легендарному борцу за права человека Леху Валенсе, Александру Квасьневскому (седьмому президенту Польши) и множеству других известных польских политиков и общественных деятелей. В 2006 году польский Сейм принял поправки к люстрационному закону, согласно которым расширялся круг лиц, чья деятельность во времена правления коммунистической партии подлежала огласке. Журналисты, ученые и преподаватели ВУЗов, директора школ и прочие мелкие чиновники также должны были подавать люстрационное заявление при поступлении на работу либо подвергнуться проверке в том случае, если на момент принятия поправок уже занимали свой пост. И снова поток доносов разросся до небывалых масштабов, так что Конституционному Суду Польши пришлось в 2007-м признать ряд этих поправок незаконными. Последний громкий скандал, дающий ответ на вопрос «люстрация - что это», разразился в 2007 году в рядах католической церкви. Свой пост митрополита Варшавского вынужден был покинуть Станислав Вельгуса, скрывший на собеседовании в Ватикане свое сотрудничество с польскими органами госбезопасности в 70-е годы. Люстрация должна затрагивать все сферы жизни человека, однако необходимо учитывать нюансы и условия, в которых находились люди.
Люстрация на постсоветском пространстве Бывшие республики Советского Союза, получившие независимость в 1991 году, также неоднократно заявляли, что люстрация, значение которой в большинстве своем переоценивается, необходима. В России и на Украине неоднократно пытались инициировать люстрацию, но ни один законопроект не был принят. В России в рамках закона о реабилитации репрессированных тоталитарным режимом была введена норма, согласно которой все судьи и чиновники, причастные к репрессиям, должны были предстать перед судом. Однако особого распространения эта практика не обрела, а все последующие попытки провести люстрацию власти не получили поддержки. В Грузии в ходе люстрации была запрещена коммунистическая и фашистская символика. К значимым должностям не допускаются бывшие кадровые сотрудники органов безопасности и функционеры коммунистической партии.-
 
Люстрация в Прибалтике Наибольшего резонанса люстрация достигла в прибалтийских странах. В Эстонии, например, законом предусматривалось уголовное преследование лиц, принимавших участие в массовых репрессиях во времена коммунистического режима. Латвия и Литва лояльнее отнеслись к прошлому своего населения, но и здесь соответствующие законы ограничивали доступ к власти сознательно сотрудничавших с органами безопасности Советского Союза. Правда, как и в Европе, нашлись желающие отомстить своим личным недругам – формулировка «сознательное сотрудничество» очень емкая, а потому обвинить человека ничего не стоит.
Украина и борьба за чистоту власти «Люстрация в Украине должна быть проведена незамедлительно!» Именно с такими лозунгами выступают митингующие уже не первую революцию. Впервые серьезно заговорили о люстрации после «оранжевой революции» 2004 года. Тогда в Верховной Раде Украины было зарегистрировано сразу 2 законопроекта о люстрации. Согласно одному из них, люстрация должна быть проведена в отношении лиц, причастных к управлению государством, за исключением президента и функционеров его администрации. В другом законопроекте ограничения предполагались для всех, кто явно или косвенно сотрудничал с органами госбезопасности СССР.-
Готовность украинского общества простить Ни тогда, ни сейчас ни один проект закона не был принят. По мнению экспертов (социологов, политологов и т. п.), люстрация в Украине сейчас невозможна, т. к. общество слишком жаждет мести и вряд ли будет справедливо по отношению ко всем без исключения чиновникам. В требованиях к «временному правительству» активистами Майдана в 2014 году, в частности, оговаривались такие требования к кандидатам: непричастность к органам управления, начиная с 2010 года; практический опыт не менее 5 лет на руководящих должностях, в т. ч. и в государственных структурах; непричастность к 100 самым богатым людям Украины и т. п. По состоянию на 9 апреля 2014 года в Верховной Раде Украины зарегистрировано уже 4 законопроекта, предполагающих чистку всех уровней украинской власти - это такие процессы, как люстрация судей, высокопоставленных и мелких госслужащих, сотрудников органов правопорядка и т. д.- Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/143123/lyustratsiya---chto-eto-zakon-o-lyustratsii-lyustratsiya-v-ukraine
 

Картина дня

наверх