На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

BCG: Россия оказалась в топ-10 по активности использования цифровых госуслуг

Москва, 12 марта - "Вести.Экономика" Правительствам необходимо активнее выстраивать механизмы этичного применения ИИ и повышать доверие населения к технологии — такие выводы представлены в отчете «Взгляд населения на использование ИИ в работе государства: сравнительный анализ цифровых госуслуг" подготовленном по результатам нового исследования BCG.

«Искусственный интеллект способен трансформировать государственную политику, изменить структуру оказания услуг и принести огромную пользу гражданам, — утверждает Мигель Карраско, старший партнер BCG и один из авторов отчета. — Однако, чтобы полностью реализовать преимущества ИИ, требуется больше усилий, направленных на завоевание и укрепление доверия к ИИ среди населения. Добиться успеха можно только, если государство, граждане и бизнес будут вместе вырабатывать механизмы ответственного и этичного применения ИИ».   Чтобы узнать больше о том, как люди относятся к использованию ИИ в работе государственных органов, компания BCG опросила более 14 000 интернет-пользователей из 30 стран мира.

Отчет поднимает вопросы, вызывающие наибольшую озабоченность среди граждан, — это этичность применения систем ИИ и их возможное влияние на рынок труда. Так, 32% опрошенных обеспокоены возможными проблемами, связанными с этичностью применения систем ИИ, 31% выразили тревогу в связи с непрозрачностью решений, принимаемых ИИ, 61% респондентов волнует то, как применение ИИ повлияет на количество рабочих мест, а еще 58% уверены, что для сохранения рабочих мест необходимо подключить механизмы государственного регулирования.  

Поддержка использования ИИ в работе правительства

Участники опроса положительно оценивают примеры использования ИИ в вопросах налогообложения и социального обеспечения, помощи при оказании услуг, выявлении мошенничества и несоблюдения законов. Однако уровень поддержки респондентов снижается, если речь идет о применении ИИ в системе правосудия и сфере здравоохранения. Например, 71% участников опроса одобрили использование ИИ при оптимизации дорожного движения, при этом 51% не согласны с использованием ИИ для определения виновности в ходе уголовных процессов.   Уровень поддержки применения систем искусственного интеллекта сильно зависит от уровня доверия жителей по отношению к правительству своей страны. Анализ показал, что жители стран, выразившие наибольшую поддержку ИИ, — Индия, Китай, Индонезия и ОАЭ, — также больше доверяют своему правительству.   В стремлении повысить эффективность и улучшить результат государственных услуг, правительствам следует осторожнее выбирать методы активного продвижения ИИ. Если они смогут прозрачно донести до граждан направления и способы применения ИИ в своей работе, это поможет повысить оправданность использования технологии в глазах населения и снизит обеспокоенность людей возможными негативными последствиями применения механизмов ИИ.   По словам Карраско: «Этот путь необходимо будет пройти всем правительствам. И очень важно, чтобы они проделали его вместе со своими гражданами».  

Госуслуги в России

Согласно результатам опроса, Россия входит в топ-10 стран выборки по интенсивности использования цифровых госуслуг и по темпам роста занимает третье место, опережая среднемировой уровень почти втрое, 42% против 15%. В среднем россияне используют 9,1 тип государственных услуг в электронной форме, обгоняя жителей Нидерландов (8,2) или Швеции (8,8), но уступая занимающей первое место Индии (14,5) или Аргентине (11) и многим странам Азии. 47% респондентов из России используют электронные госуслуги минимум раз в неделю, и это довольно высокий показатель в выборке.

Наиболее часто граждане прибегают к госуслугам для оплаты налогов и штрафов, в поисках официальной статистики и «живых данных» о погодных условиях или дорожной ситуации.(84%), а также по вопросам трудоустройства (73,8%) и здравоохранения (68,9%).     «Усилия региональных и федеральных властей по цифровизации уже приносят свои плоды: 92% респондентов отметили улучшение качества услуг за последние 2 года, а 20% респондентов из России оценили качество услуг, предоставляемых государством, выше, чем услуги и решения, предоставляемые честным сектором. Это выдающийся результат. Для сравнения: в Швеции отдают преимущество госуслугам 10%, а в Канаде – лишь 1% респондентов»,- отметил партнёр и управляющий директор, глава экспертной практики по работе с государственным сектором в СНГ Сергей Перапечка.   В то же время исследование выявило глобальный снижения уровня удовлетворенности предоставляемыми госуслугами, в отдельных случаях до -20% по сравнению с 2016 г. В России этот показатель снизился незначительно - с 53 до 51%. В этом контексте стоит более активно развивать электронные услуги, связанные с высокой социальной значимостью, например, сферой недвижимости и публичных реестров (прав собственности), либо медициной.   Константин Полунин, партнер-эксперт практики по работе с государственным сектором в России, подчеркнул, что «искусственный интеллект на службе государству может принести огромную пользу гражданам. Его применение в сфере здравоохранения, управления дорожным движением, борьбы с коррупцией в госзакупках уже широко распространено, например, в Сингапуре. Чтобы реализовать преимущества ИИ в России, потребуется решить несколько задач: внедрить необходимые технологии, наладить обмен данными между разными госструктурами и добиться укрепления доверия к ИИ среди населения. Успех придет только при условии совместной работы государства, граждан и бизнеса, направленной на создание механизмов ответственного, безопасного и этичного применения ИИ».   Россия оказалась среди стран с невысокой поддержкой применения ИИ в сфере госуслуг: преимущество тех, кто высказывается за технологию (36-41% для разных возрастных групп), над теми, кто выступает против нее (18-23%), составляет всего 18% против 53% в Индии и 42% в Китае.   Так, в России 35% опрошенных обеспокоены возможными проблемами, связанными с этичностью применения систем ИИ, против 32% в среднем по миру, а также 35% выразили тревогу из-за непрозрачности решений, принимаемых ИИ, против 31% в среднем по миру, еще 32% россиян усомнились в способности ИИ формировать точные результаты и корректный анализ. При этом, запрос на регулирование ИИ для защиты рабочих мест в России озвучили 56% респондентов, а 32% отметили, что современная система образования не позволяет готовить детей к рынку труда будущего. Порядка трети респондентов выражают сильную обеспокоенность возможной угрозой потери работы, в частности, в госсекторе, в связи с внедрением ИИ.   Участники опроса выступили за использование ИИ в вопросах налогообложения и социального обеспечения (55% опрошенных в России), получения «живых данных» (53%), а также предиктивной аналитики для обслуживания оборудования (53%). Меньше всего россияне готовы доверить ИИ принятие решений в области правосудия (48% против), а также формирования рекомендаций по медицинскому лечению (33%).

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх