На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Автомобильный рынок сжимается

Автомобильный рынок сжимается

То ли еще будет!

 
 

Автомобильный рынок сжимается

В рыночных гонках продукция отечественного автопрома выиграет, если победа – это рост цен в отрыве от качества. lastphotos.ru

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), июль 2014 г. ознаменовался снижением уровня продаж на 22,9%, или на 53 598 штук, по сравнению с июлем 2013 года. Общие продажи в этом месяце составили 180 767 автомобилей. Столь резкое падение покупательского спроса в этом сегменте можно рассматривать как отражение пессимистических взглядов платежеспособного населения на перспективы экономического развития нашей страны. Cтоит отдельно подчеркнуть, что падение рынка может приобрести катастрофический характер, если российское правительство в качестве ответной меры в войне санкций пойдет на запрет ввоза автомобилей из стран, вводящих антироссийские санкции.

В январе—июле 2014 г. российский автомобильный рынок уменьшился на 9,9%, или на 154 864 штук проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В 2014 году было продано всего 1 410 606 автомобилей.

«К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом тренд тревожный и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время, — считает Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ. — Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа, должен иметь стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень — сезон высоких продаж. По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным?»

Будущее авторынка

По данным PwC, в первой половине 2014 г. продажи легковых автомобилей в России снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7% в штучном выражении и на 3% в денежном. В течение этого периода рынок демонстрировал противоречивую динамику — умеренное снижение продаж в I квартале 2014 г. (в марте рынок даже повторил результат прошлого года) и последующее ускоренное падение во II квартале. На фоне снижения продаж недорогих автомобилей поддержку рынку продолжают оказывать традиционно популярный в России сегмент внедорожников и премиальные бренды.

Как сообщают аналитики PwC, существенное влияние на автомобильный рынок оказали неопределенная геополитическая ситуация, замедление темпов роста экономики, ослабление курса рубля и повышение цен на автомобили. Многие потребители постарались приобрести автомобили до повышения цен, что, с одной стороны, поддержало продажи в I квартале, но с другой — негативно сказалось на результатах II квартала.

«Учитывая замедление темпов роста российской экономики, вероятное увеличение уровня инфляции, а также увеличение процентных ставок по автокредитам в 2014 г., по итогам 2014 г. на российском автомобильном рынке ожидается сокращение продаж в пределах от -12% в базовом сценарии до -8% в оптимистичном сценарии. В более долгосрочной перспективе ожидается постепенное восстановление рынка и его возврат к уровню 2012 г. в период с 2015 г. по 2017 г., когда прогнозируется обновление парка автомобилей, купленных в период пика продаж в 2012 г.», — говорится в материалах PwC.

Важным конкурентным преимуществом для автопроизводителей на российском рынке является локализация производства, при этом компании отдают предпочтение сборке автомобилей массового сегмента. Текущая мощность производств легковых автомобилей составляет 3 млн автомобилей в год при фактической загрузке 65%. Согласно текущим инвестиционным планам автопроизводителей этот показатель может возрасти до 3,8 млн автомобилей к 2020 г. при ожидаемой загрузке 70–75%. График локализации и требуемые объемы производства регламентированы соглашениями о промсборке, на основании которых работают ведущие концерны.

Как считают эксперты PwC, переломным для рынка моментом станет период с 2018 г. по 2020 г., когда у большинства крупных производителей истекут сроки действия соглашений о промсборке, и таможенные пошлины больше не будут обеспечивать дополнительное преимущество для локальных производителей. Исходя из этого одним из ключевых вызовов для автомобильной отрасли является создание условий и предпосылок для экономически выгодного локального производства автомобилей в России в период после 2020 г., что возможно при увеличении объемов производства и продаж в стране, повышении уровня локализации и поддержке на государственном уровне.

Геополитическая неопределенность

Еще 7 августа премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия готова ввести защитные меры в авиастроении, автомобилестроении, судостроении: «Мы потенциально готовы ввести защитные меры в авиастроении, судостроении, автомобильной промышленности и других отраслях. Но делать это будем осмысленно». Вряд ли стоит рассчитывать на то, что такие меры, в случае если они будут введены, положительно скажутся на автомобильном рынке страны.

Йорг Шрайбер

Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, уверен, что сжатие продаж на российском авторынке только начинается

Представители АЕБ уже выразили обеспокоенность обсуждаемыми в правительстве РФ инициативами по введению защитных мер во всех перечисленных отраслях. В состав АЕБ входит более 600 европейских и международных компаний, ведущих свою деятельность в России, в том числе глобальные компании, работающие в тех сферах, которые напрямую могут подпасть под действие ограничительных мер подобного рода. Введение этих мер может повлечь за собой серьезное сокращение объема производства и количества рабочих мест не только среди соответствующих производителей, но и среди их дилеров и поставщиков. Об этом говорится в заявлении АЕБ.

Все это негативным образом скажется не только на затронутых данными мерами компаниях, но и приведет к сокращению бюджетных доходов за счет снижения поступлений от различного вида налогов и сборов. Эксперты АЕБ уверены, что модернизация российской экономики может быть достигнута только в условиях эффективного международного сотрудничества, включающего в себя и тесное экономическое взаимодействие между Россией и ЕС: «АЕБ выражает надежду, что власти ЕС и РФ откажутся от введения дальнейших экономических санкций и найдут дипломатическое решение сложившегося конфликта. Мы вновь заявляем о своей позиции в пользу деэскалации конфликта и считаем, что дальнейшие ответные меры могут иметь лишь долгосрочные социальные и экономические последствия. Вновь призываем руководителей государств и правительств ЕС и России воздержаться от создания условий, препятствующих нормальному осуществлению деловой активности в соответствующих странах и компаниях». На данный момент перспективы развития автомобильного рынка зависят лишь от политического руководства страны. А значит, что-либо прогнозировать в данной области пока трудно.

Алексей Земцов

Потребительский рынок   23.08.2014 13:16:28   

Картина дня

наверх