На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВЫБОР РОССИИ: ОБНОВЛЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ ИЛИ КРАХ?

Ирина Германовна Лаверычева

доцент Института социализма

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

(В преддверии выборов депутатов Госдумы РФ и региональных законодательных собраний 18 сентября 2016 г.)

 

Представленная брошюра, которую сегодня я бы назвала более кратко и утвердительно «Социализм или крах!», по-новому раскрывает суть противостояния двух основных идеологий современности – капитализма и социализма, и через призму современных событий показывает насколько снова актуальны сегодня социалистические идеи.

Автор стремится показать, что наше время, отсчитывая второй десяток XXIвека, незаметно для нас открыло ворота новой эпохи, имя которой еще четко не обозначилось. Зато обозначился новый глобальный раскол – новое мировое гражданское противостояние. Уже понятно, что эта эпоха несет для нас совершенно новый взгляд на старые проблемы. Она не только до предела обнажает старые мировые противоречия, не только стирает с политических сфер всякую видимость внешних приличий и радения за общечеловеческие ценности, всякую видимость борьбы за равенство для всех, единую культурную нравственность и более справедливую, приемлемую для всех, демократическую политэкономическую систему, – она по-новому, более глубинно и сущностно проводит новую линию раздела, чреватую жесточайшей политической борьбой и враждой между людьми.

То, что в эпоху древних цивилизаций проявлялось как антагонизм завоевателей и завоеванных или рабовладельцев и рабов, то, что при феодализме проявлялось как превосходство сеньора над вассалом или помещика над крепостными крестьянами, а также то, что в дальнейшем классики марксизма изучили и назвали классовым антагонизмом капиталистического строя, т.е. противоречием между капиталистами и наемными рабочими, – в сегодняшней реальности приводит втора книжки к пониманию того, что в основе всех этих политэкономических противоречий лежит универсальное, надисторическое общественное противоречие, принимающее личину любого исторического времени, любого политэкономического строя, ожесточенность которого, тем не менее, зависит от строя и развития его производительных сил... Это противостояние между двумя, столь же древними, как само человечество, тенденциями: эгоизмом и коллективизмом (антиэгоизмом).

Если вы стремитесь любой ценой добиться собственного индивидуального успеха, влияния, денег и власти над людьми, если стремитесь занять особое, наиболее выгодное имущественное и властное – элитарное положение, если стремитесь узаконить это положение и обеспечить его как правовой, так и силовой защитой со стороны государства, – это значит, что вы утверждаете в обществе отношения личного (частного) господства и хотите с помощью государства закрепить свое положение господина. Это в чистом виде эгоизм.

Если же вы, прежде всего, стремитесь к дружбе и добрососедству, если, уважая себя, стремитесь уважать интересы других, если вам важно видеть вокруг себя доброжелательно и дружелюбно настроенных людей, если вам невыносимо видеть чужие страдания, неравенство и несправедливость, если свой собственный успех вам приносит радость и благополучие лишь тогда, когда он служит на пользу всем и не ущемляет социально оправданные интересы других, если закон и силу государства вы намерены направлять для защиты лишь тех индивидуальных интересов, которые служат общей цели, – это значит, что вы утверждаете отношения коллективизма и защищаете их с точки зрения общей пользы и социальной ответственности. Ваша позиция – антиэгоизм, т.е. коллективизм.

Что греха таить, эгоизм и антиэгоизм борются в душе каждого человека. От того, к чему ведет эта борьба, и складывается в итоге наша общественно-политическая позиция. В результате мы видим: одни тяготеют к эгоизму, другие –к коллективизму. Противостояние эгоизма и антиэгоизма пронизывает человеческую жизнь снизу доверху: от самых примитивных бытовых отношений – до самых высших сфер в государственной и мировой политике.

Автор считает, что прогресс человечества неизбежно связан с его консолидацией, которая требует обуздания эгоизма и усиления общественной роли коллективизма. Эгоизмом пронизаны международные отношения. Крайним эгоизмом руководствуются страны-агрессоры, развязывающие войны. Крайний эгоизм лежит в основе деятельности террористических организаций. Крайне эгоистическая государственная власть, так же, как и нацистская – крайне эгоистическая национальная политика, может оборачиваться государственным террором против той или иной части собственного народа, его национального меньшинства или даже большинства.

Понять необходимость консолидации – означает по-новому взглянуть на таталитарность и расширить представление о тоталитарном обществе. Общественно полезный и необходимый тоталитаризм, как политически солидарное состояние общества, нацеленного на решение высоко гуманных и нравственных задач, нельзя отождествлять ни с нацизмом, ни с любой формой фашизма. Тем более, его нельзя путать с проявлениями массового или группового терроризма. Гуманный и нравственный тоталитаризм, как в разумной и справедливой государственной политике, так и жизни народа, солидарного в реализации целей этой политики, является необходимой предпосылкой для дальнейшего существования и успешного развития нашей страны, так же как и любого другого государства.

Любой политик, добиваясь определенного влияния и положения в аппарате государственной власти, прежде всего, стремится убедить своих сограждан, особенно перед выборами, что он отнюдь не эгоист, т.е. не тот, кто заботится лишь о собственных интересах, а социально ответственный и ориентированный на общественную пользу деятель. И лишь со временем, не без помощи журналистов, данные обещания могут быть опровергнуты или подтверждены результатами его деятельности. Между тем, книжечка И.Г Лаверычевой «Выбор России: обновленный социализм или крах?», раскрывающая социально-политическую роль эгоистов и коллективистов в обществе, их тяготение к, соответственно, элитарной капиталистической или коллективистской – прокоммунистической социалистической идее, может помочь избирателям избежать лишних ошибок и сделать более правильный выбор в своем волеизъявлении при обозначении собственной политической позиции.

 

И.Г. Лаверычева (август 2016 г.)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх