Москва, 31 августа - "Вести.Экономика" Появившись на обломках Османской империи после Первой мировой войны, Турецкая Республика стремилась вступить в Европу как современное светское государство. Однако президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган практически растерял весь потенциал, который позволил бы Турции добиться поставленной цели.
После Первой мировой войны все три великие империи встретили свою кончину. Генерал Мустафа Кемаль Ататюрк и побежденная турецкая армия ушли в Анатолию, где успешно отразили греческую интервенцию, а затем отказались от Севрского договора. Его сменил Лозаннский мирный договор, который открыл путь для создания Турецкой Республики.
Ататюрк стремился превратить Турцию в современную, светскую страну, которая будет ближе Европе, а не Ближнему Востоку. Для достижения этой цели он создал гибридное государство, основанное на военном правлении и многопартийной демократии. В течение XX века эта договоренность приводила к повторяющимся кризисам, при которых турецкая демократия постоянно прерывалась режимами военной диктатуры.
После 1947 года турецкая политика в значительной степени зависела от ситуации, связанной с Холодной войной. В 1952 году Турция вступила в НАТО и стала одним из незаменимых союзников Запада. На протяжении десятилетий она использовала стратегическое расположение между Восточным Средиземноморьем и Черным морем, чтобы держать под контролем южный фланг альянса и охранять его от посягательств СССР.
Тем не менее, Турция оставалась нестабильным политическим институтом. Колебания между демократией и военным режимом мешали прогрессу. Официальное присоединение к ЕС будет означать завершение процесса модернизации. Османы поддерживали гегемонию над Ближним Востоком на протяжении столетия, при этом, Турция стала бы членом Запада.
В 1995 году Турция вступила в таможенный союз ЕС. Когда в 2002 году к власти пришла исламистская Партия справедливости и развития (ПСР), страна, похоже, сориентировалась на Европу навсегда. Совместно с движением исламского священнослужителя Фетхуллаха Гюлена правительство ПСР во главе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом провели институциональные, экономические и судебные реформы, в том числе отменили смертную казнь - необходимое условие для вступления в ЕС.
Более того, в первые годы правления Эрдогана в Турции прошла быстрая модернизация, был отмечен резкий экономический рост, что еще больше приблизило ее к ЕС. К 2011 году, когда произошла Арабская весна, Турцию вполне справедливо объявили успешной моделью «исламской демократии», в которой свободные выборы сочетались с верховенством закона и рыночной экономикой.
Но, похоже, спустя 7 лет, мы находимся совершенно в другом мире. Турция быстро возвращается к своему прежнему статусу «больного человека Европы». Учитывая ее стратегическое местоположение, экономический и социальный потенциал, страна имеет все шансы на то, чтобы двигаться к светлому будущему XXI века. Вместо этого она откатывается обратно в XIX век, отдавая свою судьбу в руки Ближнего Востока и рискуя попасть в бесконечные кризисы этого региона.
Эрдоган провел быструю модернизацию Турции и столь же быстро отступил. Он мог пойти по стопам Ататюрка и интегрировать Турцию в Запад, но он проиграл.
Как объяснить эту трагедию? Возможно, Эрдоган стал слишком самоуверенным во время бума, который предшествовал финансовому кризису 2008 года. С другой стороны, возможно, он возмутился поведением Запада из-за перенесенного унижения на фоне застопорившегося процесса вступления в ЕС и собственных авторитарных амбиций, которые он преследовал после неудачного военного переворота летом 2016 года.
В любом случае Эрдоган упустил уникальную возможность, которая могла бы быть полезной как для Турции, так и для всего мусульманского мира. Его страна сейчас стоит перед лицом валютного кризиса и дальше может столкнуться с перспективой национального банкротства. Поскольку он все больше разделяется между Востоком и Западом, он рискует еще более дестабилизировать Ближний Восток. Внутренние этнические конфликты Турции - особенно с курдами - разразились с полной силой, хотя опыт показывает, что их сложно будет разрешить военным способом. Благодаря Эрдогану Турция стала частью проблемы в регионе, а не ее решением.
И все же стратегическое значение Турции для Европы остается неизменным. Миллионы граждан ЕС имеют турецкие корни, поэтому страна продолжит преодолевать разрыв между Востоком и Западом, Севером и Югом. Благодаря режиму Эрдогана, Турцию сложно считать перспективным кандидатом на членство в ЕС. Но чтобы остановить этот процесс, ЕС должен сосредоточиться на стабилизации страны и спасении ее демократии.
В конце концов, дестабилизация Турции - это последнее, в чем нуждается Европа. Европейская безопасность в значительной степени зависит от Турции, которая в последние годы приняла миллионы мигрантов и беженцев, спасающихся от конфликтов на Ближнем Востоке. Ради европейской стабильности и турецкой демократии ЕС должен переносить кризис Турции спокойно и довольно практично, основываясь на собственных демократических принципах.