Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал лидеров стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обсудить проект соединения Черного и Каспийского морей судоходным каналом
"Перспективным проектом стало бы строительство судоходного канала "Евразия", который позволит связать водными путями Черное и Каспийское моря", - заявил Назарбаев на заседании Высшего Евразийского совета в расширенном составе.
http://www.tks.ru/logistics/20...
В последнее время в ряде СМИ вышли материалы под заголовками "В Казахстане появятся военные базы США", "Американцы получат доступ к казахстанским портам на Каспии", "Порт Актау станет базой Пентагона". Что же происходит на самом деле?
Пресс-служба посольства Казахстана опубликовала сообщение, в котором сквозит недовольство на ряд публикаций: "В последние дни в ряде российских СМИ и интернет-ресурсах были опубликованы различные материалы, содержащие недостоверные утверждения об использовании Военно-морскими силами США казахстанских портов на Каспийском море и даже об открытии военных баз США на территории Казахстана.
Поскольку поводом для их появления послужил Протокол о внесении изменений в подписанное 20 июня 2010 года двустороннее казахстанско-американское соглашение, приводим для сведения журналистов название данного документа: Соглашение между Правительством Соединенных Штатов Америки и Правительством Республики Казахстан об обеспечении коммерческого железнодорожного транзита специального груза через территорию Республики Казахстан в связи с участием Соединенных Штатов Америки в усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан.
Для большей убедительности приводим также текст внесенных изменений:
Пункт 2 статьи 3 Соглашения изложить в следующей редакции:
"2. Коммерческий железнодорожный транзит специального груза и сопровождающего персонала должен проходить через следующие контрольно-пропускные пункты:
а) Из Российской Федерации/в Российскую Федерацию: Илецк/Жайсан;
б) Из Республики Узбекистан/в Республику Узбекистан: Сары-Агач/Келес и/или Бейнеу/Каракалпакия;
в) Из Республики Казахстан/в Республику Казахстан: порт Актау;
г) Из Республики Казахстан/в Республику Казахстан: порт Курык.".
В целом речь идет об общих усилиях всего международного сообщества по содействию в стабилизации Афганистана. Как известно, ранее Российская Федерация заключала аналогичное соглашение с США и принимала участие в поставках специальных грузов (под которыми понимается специальная техника без вооружений).
Таким образом, просим считать вышеназванные публикации в российских СМИ и интернет-ресурсах безосновательными измышлениями из разряда фейковых новостей".
Это сообщение комментирует в своем фейсбуке политолог, эксперт по странам СНГ Аркадий Дубнов: "Истерические заголовки и комментарии, где правда перемешана с вымыслом, как по команде заполонили в последние пару дней ряд газет и интернет-ресурсов, - тех из них, что уже неплохо разместились в отрытых заново окопах холодной войны с заклятыми пиндосами. Однако, в какой уже раз выясняется, что в эти окопы не собираются залезать российские союзники по ОДКБ, и что обидно, самый серьезный из них, Казахстан.
Посольство Казахстана в России вынуждено было 26 апреля выступить с заявлением... Понятно же, что неоткуда взяться на Каспии кораблям ВМС США, - перевозка грузовых контейнеров производится по ж/д, затем на морском пароме, потом снова по ж/д - но нашенских конспирологов это не смущает, любо-дорого пугать и самому пугаться.
Поводом к "патриотическому расстройству" у некоторых коллег стало ратифицированное неделю назад казахстанским Сенатом, но не подписанное еще президентом Назарбаевым соглашение между Казахстаном и США об использовании портов на Каспийском море для транзита специальных (невоенных) грузов в Афганистан. Оно было заключено еще в далеком 2010 году в рамках договоренности Вашингтона не только с Астаной и другими постсоветскими государстами, но и с Москвой.
Тогда речь шла о создании Северной распределительной сети, один из маршрутов которой проходил через Ульяновск. Хорошо помню, как в Кремле и на Смоленской площади тогда успокаивали отечественных "патриотов", что никакого предательства в этом соглашении нет и на родине Ильича не будет американской военной базы. И что это чрезвычайно выгодное коммерческое мероприятие, поскольку американцы готовы хорошо платить за надежную доставку питьевой воды для своих коммандос в Афганистане, стараясь сократить этот транзит через начиненный террористами Пакистан(Южная сеть).
Но времена нынче другие, Америка - нам больше не партнер и в 2015 году Россия из "афганского" соглашения с ней вышла. Но из Афганистана США не вышли, что вынудило их корректировать новый маршрут транзита через Грузию, Азербайджан, Каспийское море, Казахстан и Узбекистан и, соответственно, перезаключать с ними соглашения. Нынешняя раздражительность самостоятельностью Казахстана вполне укладывается в матрицу этакого системного недовольства Астаной, уклоняющейся идти в ногу с Россией, все круче вползающей в состояние автаркии.
Выпадением из рядов равнения на Старшего брата в Москве был расценен переход казахстанского алфавита с кириллицы на латиницу, потом случилась неловкая история с Сергеем Лавровым, оказавшимся неготовым адекватно и уважительно отреагировать на сообщение о предоставлении Казахстаном безвизового режима для граждан США, впрочем, как и для граждан других западных стран. Астана не замедлила с жестким ответом Москве, дав четко понять, что Казахстан - суверенное государство, осуществляющее самостоятельно свою внешнюю политику.
Затем началась и вовсе скандальная кампания с обвинениями в адрес Казахстана в чуть ли не предательстве общих с Россией интересов, - Астана осмелилась воздержаться при голосовании в Совбезе ООН за российский проект резолюции по выработке приемлемого механизма контроля за применением химического оружия в Сирии. Казахстанский МИД ответил спокойным заявлением, поясняя, что страна является организатором Астанинского переговорного процесса по Сирии и стремится сохранять равноудаленность от противоборствующих сторон.
Похоже, нынешняя "история с географией", так удивительно синхронно раскручиваемая "правильно" ориентированной российской прессой, адресована казахстанcкому елбасы, мол, не стоит торопиться с выполнением обещаний, данных им во время недавнего, январского визита в США. Думаю, что теперь следует приготовиться и президенту Узбекистана Шавкату Мирзиееву, ведь он в середине мая готовится также прибыть с визитом в Вашингтон. А поскольку из Казахстана транзит американских грузов в Афганистан пойдет через узбекский Термез, и дальше, по знаменитому с советских времен "мосту Дружбы" над Аму-Дарьей, то, боюсь, не избежать Ташкенту подозрений российских "патриотов" в том, что и в Узбекистане появится американская военная база".
"А кто помнит, как в году 92-м с трибуны Верховного Совета РФ кричали: Ничего! Еще приползут! А они помнили. Все четверть века помнили", - комментирует Галина Рогова.
"Базу в Ульяновске курировал и активно лоббировал Рогозин, - пишет Наиль Тазетдинов. - Коммунисты палаточным лагерем вставали против американской военщины, полиция их разгоняла - сроки в те времена ещё не давали. Но никто ж не вспомнит".
https://newizv.ru/news/world/27-04-2018/amerika-v-kaspiyskom......
Комментарии
Пусть ему сообщат про Волго-Дон.
Очень длинно.
Надо по прямой — от Батуми до Дербента.
Через Тбилиси.
Пусть ему сообщат про Волго-Дон.
Первая мысль была похожей. Впрочем, может собрался ломиться через главный Кавказский хребет)))
Пусть за помощью к хохлам обращается - у них богатый опыт по проведению масштабных земляных работ.
КазаХи готовы оплатить России полную стоимость постройки канала?
Думаю что Назарбаев надеется получить денежки у амриканцев под аренду им порта в Казахстане на Каспийском море. Вот Иран ему спасибо и скажет!
очень велик соблазн сделать такой канал самотёком, но в случае аварии какой нить его потом не остановить будет, пока волгоград морским портом не станет.
Планировалось вроде как помимо волго—донского еще и вторую линию — Манычский (по моему) канал. А что значит прямой я вообще слабо представляю...
https://aftershock.news/?q=nod...
Владимир Путин предложил построить канал между Каспием и Черным морем
ладимир Путин предложил построить канал между Каспием и Черным морем. Проект может стоить $10–15 млрд. Новый судоходный канал необходим прикаспийским странам, но его согласование могут затормозить политические разногласия.
Среди совместных инфраструктурных проектов прикаспийских стран наиболее перспективным президент России видит проект соединения акваторий Черного и Каспийского морей. «Укреплению транзитного потенциала Каспия способствовало бы создание дополнительного водного канала, который свяжет его с Черноморско-Азовским бассейном», — отметил президент. Новая водная артерия ускорит развитие международного транспортного коридора «Север--Юг».
Волгодонский канал — построен в 1952 году. Канал начинается в Красноармейском районе Волгограда и заканчивается в районе города Калач-на-Дону. Его протяженность составляет 101 километр, пропускная способность – 16,5 млн тонн грузов ежегодно.
Физически Черноморский и Каспийский бассейны уже объединяются Волгодонским судоходным каналом, построенным в 1952 году. Он обеспечивает морскую связь между Волгой, впадающей в Каспийское море, и Доном, который впадает в Азовское море.
Но реально канал «Волга-Дон» пропускает лишь 16,5 млн тонн грузов ежегодно и загружен уже почти на 100%.
Расширение водного транспортного сообщения между Каспием и Черным морем рассматривалось неоднократно. И как возможность модернизации имеющегося канала, и как строительство второго пути. Свои предложения по постройке на Петербургском экономическом форуме в июне представил, в частности, Ставропольский регион. Период реализации их проекта — 7-10 лет. По словам Владимира Путина, вторую очередь Волгодонского канала он обсуждал и с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
Ранее Назарбаев предлагал построить почти прямой канал «Евразия», который сократил бы маршруты отгрузки на тысячу километров и был способен пропускать до 45 млн тонн грузов ежегодно.
«Из-за неясности параметров проекта стоимость канала пока оценить довольно трудно, однако «ориентироваться можно на сумму в $10-15 млрд», — прогнозирует начальник аналитического отдела ИГ «Вика» Алексей Павлов. Но плюсы от проведения дорогостоящего канала по территории России налицо. С одной стороны, по мнению аналитика ИГ «Вика», мы получим контроль над экспортным коридором из Азии в Европу, значительно увеличив свой политический вес, а с другой — территории российского юга, по которым пройдет водный канал, получат мощный драйвер для экономического подъема. Не менее важно и то, что, учитывая российские нефтяные проекты на Каспии, в будущем канал может стать новым нефтяным транспортным путем.
«Водный канал может также стать веткой проекта Бургас--Александруполис», — говорит начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев.
Реализация второго Волгодонского канала, по единодушному мнению аналитиков, зависит, в первую очередь, от решения не экономических, но политических вопросов. В первую очередь, в строительстве заинтересованы Китай и Казахстан. «Китай сможет значительно сократить время доставки своих грузов в Европу и, следовательно, существенно увеличить товарооборот», — объяснил «Газете.Ru» Алексей Павлов из ИГ «Вика». По его словам, доставка груза из юго-восточной Азии в Европу занимает сейчас до 2 месяцев, а при создании транспортного коридора это время сократится до 10 дней. Казахстан же, в первую очередь, заинтересован в поставках углеводородов в Европу без посредников — сейчас более 70% казахской нефти экспортируется по территории РФ. Строительство водного канала способно диверсифицировать маршруты поставок. «Думаю, что со всеми прикаспийскими странами можно договориться, — соглашается аналитик Собинбанка, — сложности могут возникнуть лишь с Азербайджаном». Позиция Азербайджана может быть связана с планом строительства Транскаспийского газопровода, идущего в обход России, но по территории Казахстана.
Поэтому многие аналитики считают, что в обозримом будущем такой канал построен не будет, поскольку его международное согласование, не говоря уже о строительстве, затянется на долгие годы, а может, и на десятилетия. Правда, Россия может сама на свои средства построить такой канал. Однако загрузить его она сама не сможет, и для этого придется договариваться со всеми прикаспийскими странами.